Авианавигация без GPS: Airbus и SandboxAQ тестируют квантовую альтернативу

  • Автор темы Автор темы Alin4kDoDo
  • Дата начала Дата начала

Alin4kDoDo

Леди
Регистрация
5/9/25
Сообщения
9,786
Репутация
51
Лайки
761
Депозит
7.57$
С растущей зависимостью от спутниковой навигации авиационная отрасль сталкивается с возрастающей угрозой: помехи и атаки на сигналы GPS становятся всё более частыми и опасными. Как военные, так и гражданские полёты рискуют оказаться без надёжной системы позиционирования. Инженеры по всему миру стремятся найти устойчивые альтернативы, и, судя по последним испытаниям, перспективные технологии уже поднимаются в небо.


MagNav против GPS​

Компания Airbus в сотрудничестве с калифорнийским стартапом SandboxAQ, специализирующимся на искусственном интеллекте и квантовых сенсорах, провела успешные лётные испытания новой навигационной системы MagNav. В основе этой разработки — использование магнитных аномалий земной коры для определения местоположения самолёта без участия спутников.

В течение более чем 150 часов полётов над территорией США экспериментальный самолёт дочерней компании Airbus — Acubed — испытывал систему MagNav. Устройство регистрирует уникальные магнитные «отпечатки» земной поверхности и сверяет их с картами магнитного поля, при этом анализ выполняется на борту с помощью ИИ. Результат — высокоточная навигация, которая соответствует, а порой и превосходит требования Федерального управления гражданской авиации США (FAA).

Почему это важно​

Современная навигация в авиации всё ещё сильно зависит от GPS — системы, основанной на сигнале со спутников. Однако эта технология становится всё более уязвимой перед помехами и злонамеренными атаками. Спуфинг (подмена данных о местоположении) и глушение сигналов встречаются всё чаще, особенно в горячих точках по всему миру. Эти вмешательства могут серьёзно нарушить безопасность полётов и уже затронули тысячи рейсов.

Квантовые магнитные сенсоры, в отличие от GPS, не нуждаются в внешних источниках сигнала. Они считывают параметры магнитного поля Земли — уникальные и неизменные для каждого участка поверхности. Устройство направляет фотон лазера на электрон, который поглощает его, а затем испускает обратно. Возвращаемый сигнал зависит от силы местного магнитного поля, и именно эта информация обрабатывается системой.

ИИ интерпретирует квантовые данные и соотносит их с картой — таким образом, MagNav определяет точное местоположение без риска быть "взломанным" или "заглушенным".

Высокая точность без спутников​

Во время тестовых полётов MagNav демонстрировала точность позиционирования в пределах двух морских миль в 100% случаев. Более того, в большинстве ситуаций система достигала точности до 550 метров — показатели, сравнимые, а иногда и превосходящие показатели современных инерциальных навигационных систем, не опирающихся на спутники.

По словам Джека Хидари, генерального директора SandboxAQ, технология уже доказала свою жизнеспособность и находится на пороге масштабного внедрения. Он подчеркивает, что это первая за 50 лет принципиально новая система абсолютной навигации.
 
квантовая навигация без gps? звучит магично
 
Интересное решение безопасности воздушного пространства
 
Назад
Сверху Снизу