В традиционных философских и теологических дебатах трезвость обычно считается добродетелью, а немедицинское употребление наркотиков — аморальным: оно подрывает нашу трудовую этику и мешает человеку мыслить трезво. В результате люди, употребляющие наркотики, вынуждены либо скрывать свою зависимость, либо сталкиваться с осуждением со стороны общества.
В недавней статьемы задокументировали сдвиг в этих отношениях: мы отметили растущую тенденцию к открытому употреблению некоторых наркотиков, которое в значительной степени принимается обществом, при условии, что оно соответствует неолиберальным идеалам самосовершенствования, заботы о себе и стремления к счастью. Мы назвали это явление «допустимым употреблением наркотиков».
Идея использования веществ для улучшения работы тела, мозга или и того, и другого не нова. Наиболее известные примеры можно найти в немедицинском использовании рецептурных лекарств. Например, использование стероидов для максимального повышения физической формы и улучшения внешнего вида ранее было ограничено профессиональными спортсменами, но сейчас все чаще они используются многими обычными людьми как часть образа жизни, который ставит во главу угла здоровье и личные фитнес-цели. Аналогично когнитивные стимуляторы , такие как метилфенидат и модафинил, используются все большим числом людей для более усердной работы и повышения производительности.
Практика микродозинга — прием очень низких доз психоделических веществ без значительного психоактивного эффекта — позволяет расширить понятие допустимого употребления наркотиков с легальных лекарственных средств на запрещенные вещества. Широко освещенные в СМИ истории людей, практикующих микродозинг, позволили переосмыслить употребление веществ класса A как новую форму улучшения, например: помощь людям в продвижении по работе, спасении браков, установлении контакта с детьми or улучшении общего самочувствия.
Мы утверждаем, что даже полные дозы незаконных психоделических веществ, таких как грибы, аяхуаски or DMT, можно рассматривать как допустимые, если они используются для достижения трансформационных целей , таких как духовное развитие или личностный рост. Все больше онлайн-платформ предлагают ретриты с использованием психоделических или растительных лекарственных средств как способ для профессионалов среднего класса достичь просветления — если они готовы и способны заплатить за это, как правило, большие суммы.
СМИ полны восторженных рассказов об этих преимуществах, таких как борьба с раком, улучшение психического здоровья, и развитие лидерских навыков. Точно так же многие общественные деятели продвигают допустимое использование психоделиков для духовного и личностного роста. Популярный научный писатель Грэм Хэнкок описал их как «абсолютное приключение» в своем (ныне запрещенном) выступлении на TED; популярный американский комментатор Джо Роган регулярно обсуждает психоделики как обучающий инструмент; даже принц Гарри открыто говорил о том, как они помогли ему справиться с горем после смерти матери.
Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что различные психоактивные вещества могут допустимым образом использоваться в разных контекстах социально благополучными группами людей, несмотря на их незаконность или негативные ассоциации в прошлом. Однако не менее важно для допустимого отношения к употреблению наркотиков — общественное признание этого поведения. Культурные послания об употреблении наркотиков в Западном мире, отраженные в СМИ, неизменно представляют наркотики как вредные и опасные не только для отдельных людей, но и для общества в целом. Однако сообщения СМИ о допустимом употреблении веществ резко контрастируют с этим и играют важную роль в том, чтобы сделать его приемлемым поведением.
Например, в статье об «оздоровительных путешествиях»Financial Times предлагает различные варианты отдыха: от японского искусства аранжировки цветов до детоксикации в Тоскане, велосипедных прогулок на Крите или расширения сознания с помощью DMT в Мексике. В основных СМИ публикуются несенсационные истории о матерях, использующих грибы в качестве средства воспитания, а повсеместное использование психоделиков в технологическом секторе продемонстрировано в пародийной статье Onion: «Шаман аяхуаски с ужасом ждет следующей недели, когда он будет вести технических руководителей к духовному единству». Глянцевые журналы, такие как Cosmopolitan («Познакомьтесь с женщинами, которые регулярно принимают микродозы психоделиков») и GQ («Внутри великого грибного бума») , освещают это явление без осуждения.
Помимо положительного освещения в СМИ, одна группа веществ — психоделики — вновь привлекла внимание ученых, что привело к дальнейшему сдвигу в сторону признания их использования. Так называемый «psychedelic renaissance» (психоделический ренессанс) вызвал большой интерес к медицинским и научным преимуществам психоделиков, что, в свою очередь, узаконило их использование. Недавние исследования продемонстрировали эффективность психоактивных веществ в лечении депрессии, тревожности, посттравматического стрессового расстройства, зависимости и страданий в конце жизни. Это медицинское подтверждение было ускорено быстрым созданием научной инфраструктуры вокруг психоделиков, включающей научно-исследовательские институты, благотворительные организации и научные конференции.
Наконец, ключевую роль в повышении социальной приемлемости психоактивных веществ сыграл их маркетинг как высококачественных продуктов, используемых профессионалами. А также нейтральный язык, обозначающий все еще незаконные вещества как «растительные лекарства », используемые людьми для занятий « энтеогенными практиками », а не в рекреационных целях. Важно признать, что люди не просто употребляют такие вещества, как кетамин или псилоцибин; они платят за это высокую цену, часто в роскошных и защищенных условиях или в рамках лечебных программ. Это отличается от случайного, рекреационного, немедицинского и недуховного употребления наркотиков, которое на самом деле составляет большинство случаев употребления наркотиков в западных обществах, но остается в значительной степени скрытым от глаз. Власть и привилегии, необходимые для того, чтобы заниматься допустимым употреблением наркотиков, являются важной частью процесса его легитимизации со стороны СМИ и общества в целом.
Ловушка принятия допустимого употребления наркотиков
В конечном счете, наше исследование предлагает ясный и современный пример конструируемого характера наркотиков, демонстрируя, что культурные установки играют более важную роль, чем правовой статус или конкретные эффекты вещества, в определении того, как мы реагируем на него и как воспринимаем его употребление как допустимое. Для тех, кто работает над отменой запрета на наркотики, признание допустимого употребления наркотиков может показаться важным шагом на пути к этой цели. Однако мы полагаем, что представление некоторых видов употребления наркотиков как допустимых возможно только для представителей среднего класса, которые могут опираться на неолиберальные ценности производительности и самосовершенствования, чтобы представить свое употребление наркотиков как часть программы самоусовершенствования. Таким образом, допустимое употребление наркотиков укрепляет структуры неравенства, присущие существующей наркополитике во всем мире.Концепция допустимого употребления наркотиков не может быть использована для легитимизации употребления наркотиков людьми, принадлежащими к культурам, классам и этническим группам, которые не соответствуют господствующим представлениям общества. Заброшенные, бедные и маргинализированные социальные группы не получат возможности, чтобы их употребление наркотиков было признано законным, особенно если оно используется для преодоления травм, дискриминации и уязвимости. Вместо этого они будут по-прежнему подвергаться санкциям и стигматизации за употребление наркотиков. Появление допустимого употребления наркотиков не делает ничего, кроме как закрепляет существующий статус-кво.