В начале июня месяца этого 2025 года Китай объявил о намерении ввести полный запрет нитазенов и их аналогов. Новый закон, регулирующий этот класс сильнодействующих синтетических опиоидов, вступил в силу 1 июля.
За последние два десятилетияКитай играет ключевую роль на мировых рынках новых психоактивных веществ (НПВ): веществ, химически модифицированных для получения эффектов, схожих с эффектами запрещенных наркотиков, но которые сами по себе не являются незаконными. Страна регулярно выявляет и вносит эти вещества в список контролируемых веществ с целью пресечения их производства; однако, учитывая, что ежегодно создается около пятидесяти-шестидесяти новых НПВ, необходимо более эффективное уголовное законодательство, такое как общий (или полный) запрет на целые группы наркотиков.
Хотя существует значительный интерес к тому, что произойдет со вступающим в силу запретом нитазенов, важно проанализировать предыдущие аналогичные запреты, чтобы понять, как они повлияли на сокращение производства и оборота соответствующих веществ.
Китай применял такие общие или генеральные запреты только дважды в прошлом: в 2019 году он ввел общий запрет фентанила и его аналогов, а в 2021 году — аналогичный запрет синтетических каннабиноидов. Последний запрет нитазенов является третьей попыткой Китая контролировать целую группу веществ. Учитывая прошлый опыт страны и ее борьбу с общим законодательством в отношении НПВ, а также ее неспособность должным образом остановить поток фентанила и синтетических каннабиноидов, эффективность запрета нитазенов вызывает серьезные сомнения.
Как Китай стал ключевым производителем синтетических наркотиков
Китай быстро стал одним из ведущих производителей синтетических веществ в мире. Отчасти это связано с ведущий мировой химической и фармацевтической промышленностью Китая: огромный объем экспортируемых из Китая химических веществ означает, что страна располагает необходимой инфраструктурой и техническими знаниями для производства и оборота незаконных веществ.Китайские органы по регулированию наркотиков с трудом поспевают за инновациями на рынках незаконных веществ. Как и большинство стран, Китай должен идентифицировать и классифицировать конкретные вещества как контролируемые наркотики, что само по себе является длительным процессом. Производители могут адаптировать свое производство до введения этих запретов, переключив производство на еще не регулируемые аналоги или на производство прекурсоров наркотиков — химических соединений, которые могут быть экспортированы для последующего производства наркотиков за пределами Китая.
Китай частично успевает реагировать на появление новых синтетических опиоидов, запрещая их по мере обнаружения. В 2013 году были запрещены нитазен, этонитазен и клонитазен, в 2021 году — изотонитазен, а в прошлом году — еще четыре нитазена . В 2015Китай также запретил несколько веществ, в том числе шесть аналогов фентанила. Однако потребовалось регулярно обновлять этот первоначальный запрет, и в период с 25 по 2015 год, когда вступил в силу общий запрет, было запрещено еще 2019 аналогов фентанила.
История двух запретов: фентанил
Теория, лежащая в основе запрета дженериков, заключается в том, что, заранее запретив целые группы веществ, страны могут эффективно обеспечить будущую эффективность своих мер по контролю над наркотиками и избежать игры в кошки-мышки между правоохранительными органами и незаконными производителями. УНП ООН даже предлагает руководство по разработке общего законодательства, рекомендуя его странам, «затронутым большим количеством [новых психоактивных веществ]». Хотя общие запреты используются реже, Китай дважды прибегал к ним в прошлом для контроля над более крупными группами наркотиков. Однако их успех в пресечении потока наркотиков остается предметом дискуссий.Сначала в 2019 году был введен общий запрет фентанила и его аналогов. Это объявление было сделано после саммита «Группы двадцати», на котором лидер Китая Си Цзиньпин обязался поддержать американские усилия по борьбе с наркотиками и одновременно ослабить растущую напряженность в торговой войне между странами. Запрет вступил в силу в Май 2019 , и на первый взгляд его эффект был очевиден: в 2018 году было изъято почти 279 фунтов (почти 127 кг) фентанила, поступившего напрямую из Китая. В следующем году этот показатель снизился до примерно пяти с половиной килограмм.
Однако фентанил продолжал поступать в США. Было обнаружено, что производство незаконных наркотиков в Китае перешло от конечного продукта к его прекурсорам — химическим веществам, необходимым для синтеза конечного вещества. По данным Американского агентства по борьбе с наркотиками (DEA), в 2019 году китайские производители перешли на производство и экспорт прекурсоров фентанила, скорее всего, в ответ на запрет производства дженериков фентанила.
В беседе с Беном Вестхоффом, журналистом-расследователем, который широко освещал индустрию фентанила в Америке, он согласился с тем, что запрет привел к вытеснению фентанила.
«Похоже, что главным эффектом [запрета производства дженериков фентанила в Китае] стало переключение производства на другие химические вещества. В частности, на прекурсоры фентанила, а также на бензодиазепины, нитазены и другие успокоительные средства», — прокомментировал он.
«Это постоянная игра в "кошки-мышки". После запрета аналогов производство фентанила в значительной степени переместилось в Мексику, где прекурсоры по-прежнему закупаются в Китае, но готовое вещество производится в Мексике».
Химические вещества-прекурсоры сложнее контролировать, поскольку они имеют законное применение, например в медицине или химическом производстве. Существуют также предшественники прекурсоров (также известные как маскированные прекурсоры), которые являются еще менее контролируемыми химическими веществами, используемыми для производства прекурсоров наркотиков. Хотя некоторые прекурсоры фентанила контролируются ООН, контроль над предшественниками прекурсоров варьируется от страны к стране.
Есть доказательства , что после введения запрета фентанила в Китае производители перешли на производство прекурсоров; открытая продажа пре-прекурсоров на таких сайтах, как Alibaba, также стала более распространенной. В сентябре 2019 года было более 100 объявлений от почти 30 различных компаний, продающих только один прекурсор фентанила. К 2020 годуDEA сообщила, что Китай стал ключевым производителем прекурсоров фентанила, экспортирующим эти важнейшие химические вещества в Мексику, Канаду и Индию.
Глобальные организованные преступные сети также перенесли производство фентанила на международный уровень: Индия, которая имеет крупную химическую промышленность и опыт незаконного производства бензодиазепинов и трамадола, стала естественным кандидатом на замену Китая в производстве фентанила. Благодаря более слабому регулированию химической промышленности и меньшему международному контролю, индийские производители наркотиков успешно поставляют фентанил и его прекурсоры по всему миру в специально неправильно маркированных порошках или жидкостях.
Правоохранительные органы уже заметили эту тенденцию: США запретили деятельность нескольких индийских химических компаний за распространение прекурсоров фентанила. Однако преступные сети уже прочно укоренились. Арест индийских и мексиканских граждан (предположительно связанных с картелем Sinaloa) с несколькими килограммами фентанила, связанного с индийским заводом, в 2018 году показывает, что рынок уже готовился к адаптации запрета китайского дженерикового фентанила.
История двух запретов: синтетические каннабиноиды
In Июль 2021 Китай, стремясь ограничить поставки НПВ, идущие из страны, ввел еще один общий запрет, на этот раз синтетических каннабиноидов (официально известные как синтетические агонисты каннабиноидных рецепторов, или SCRA). К тому моменту Китай уже был мировым лидером по производству SCRA. Запрет был введен после того, как китайские власти раскрыли сеть лабораторий в 13 провинциях и более 40 городах, занимавшихся производством и продажей этих наркотиков.Как и в случае с запретом фентанила, есть доказательства того, что производители SCRA просто перешли на производство прекурсоров: закрытие лаборатории в Швейцарии показало, что импортируемые из Китая прекурсоры дорабатывались на рынках сбыта. Производители продавали «полуфабрикаты» SCRA с совершенно легальными прекурсорами и реагентами, которые при смешивании давали SCRA на рынке назначения. Исследователи, анализировавшие конфискованную швейцарскую лабораторию SCRA в 2023 году , увидели эти наборы в действии и даже отметили, что китайский запрет дженериков может играть «важную роль» в определении того, какие SCRA циркулируют по всему миру.
Однако SCRA отличаются от других наркотиков огромным объемом и структурным разнообразием химических веществ в этой категории. SCRA являются одним из крупнейших классов наркотиков: только в 2023 годуУНП ООН выявило 191 новый SCRA, находящийся в обращении. Их быстрое производство и особые структуры привели к тому, что информации об их силе и воздействии еще меньше, чем о других, более традиционных веществах.
Хотя о том, как производятся синтетические каннабиноиды, известно гораздо меньше, ясно, что разнообразие их химических структур позволяет им лучше уклоняться от регулирования. В отличие от законодательства, регулирующего определенные классы синтетических опиоидов, аналоги которых, как правило, менее разнообразны по химическому составу и легче определить, химические ядра синтетических каннабиноидов настолько разнообразны , что незаконные производители могут по-прежнему изготавливать их в больших количествах, технически соблюдая запрет. Хотя запрет 2021 года охватывает семь основных SCRA, существует несколько других «химических структур, обходящих запрет», с незначительными изменениями, которые позволяют их полулегальное производство и распространение.
Сомнительная эффективность общих запретов
Международные преступные организации продемонстрировали свою способность обходить, внедрять инновации и в конечном итоге обходить даже самые широкие и общие законы. Лаборатории могут быть перенесены в новые, менее контролируемые страны или созданы в импровизированных помещениях в странах назначения. Новые вещества могут быть выпущены на рынок. Если же это окажется слишком сложным, незавершенные продукты могут продаваться с необходимыми инструкциями по сборке. Даже когда правоохранительные органы используют широкие инструменты криминализации, они все равно вынуждены играть в "кошки-мышки", запрещая вещества по мере их появления. Разница заключается в том, что, запрещая целые семейства химических веществ, незаконные производители переходят на новые НПВ, о дозировке и воздействии которых известно еще меньше, чем раньше.Подобные реакции на общие запреты должны быть важны для понимания того, как рынок нитазенов может отреагировать на последний запрет. Эти уроки подчеркивают способность рынка адаптироваться к вызовам и необходимость более многосторонних мер по контролю над наркотиками и их аналогами.