Как устроен ледокол
Как попасть туда, откуда все пути ведут только на юг, и что ждет на борту?Уже более шести десятилетий ледоколы осваивают просторы высоких широт, выдерживая суровую борьбу с полярными льдами. Первый атомный ледокол «Ленин» был введен в строй в 1959 году. В 1977 году его собрат «Арктика» первым достиг Северного полюса.
Зачем нужны ледоколы
Часто ледоколам приходится проделывать и путь через тропики, перемещаясь из Арктики в Антарктику и наоборот
Ледоколы обеспечивают проведение научных исследований, поддержание работы полярных станций. Еще они проводят корабли через закрытые льдами морские пути. Иногда выполняют спасательные операции, например, в июне 2013 года ледокол «Ямал» эвакуировал дрейфующую научную станцию «Северный полюс — 40». Выйдя из порта Мурманска 1 июня, через семь дней корабль достиг станции, а еще через четверо суток успешно завершил погрузку ее персонала и оборудования.
Арктические гиганты могут работать не только в суровых условиях Заполярья. Часто ледоколам приходится проделывать и путь через тропики, перемещаясь из Арктики в Антарктику и наоборот. При этом для прохода через теплые широты судно приводится в особый режим работы.
Как устроены современные ледоколы
Мощь, прочность и масса заставляют толстый арктический лед подламываться под тяжестью корпуса
Современный ледокол — настоящий город на воде. В его основе — атомные реакторы мощностью до 60 МВт и более, что позволяет подолгу находиться в автономном плавании, в полном отрыве от цивилизации. Порой продолжительность экспедиций достигает нескольких месяцев! Основное ограничение автономии связано с запасами провизии и расходных материалов. По запасам же топлива такой корабль способен находится в море без какой-либо поддержки с берега до нескольких лет.
Мощь, прочность и масса заставляют толстый арктический лед подламываться под тяжестью корпуса. Например, у ледокола «50 лет Победы» мощность силовой установки составляет 55 МВт, что примерно равно 75 000 лошадиных сил. Это как 75 современных танков или 430 легковых автомобилей. Он способен проламывать лед до трех метров толщиной.
Часто судно имеет двойной корпус для обеспечения прочности, внутри помещается водный балласт, способный, перемещаясь, поддерживать остойчивость судна. Сам же корпус разделен на отсеки. К примеру, на «Ямале» таких восемь.
Над черным силуэтом корпуса возвышается яркая надстройка. В белой мгле полярных широт именно она делает судно заметным. В передней части надстройки находится рулевой мостик — место, откуда происходит управление судном. На крыше можно заметить множество антенн для обеспечения спутниковой и радиосвязи, антенну локатора и других сложных приборов. На корме — вертолетная площадка, способная нести достаточно тяжелые транспортные вертолеты, к примеру Ми-8 или Ка-32. Еще одна немаловажная деталь для современного судна — экологический отсек, служащий для сбора всех отходов жизнедеятельности судна. Кстати, а вы задумывались, куда девают мусор космонавты?
Как попасть на ледокол
Попасть в команду без специальной подготовки практически невозможно
Попасть в команду без специальной подготовки практически невозможно. Но с 1989 года ледоколы принимают на борт туристов и совершают арктические круизы. Немного, обычно от двух до пяти в год. Вот в них может попасть тот, кто готов к приключениям. Правда, численность тоже ограничена. Так, отправиться в круиз на ледоколе «50 лет Победы» может 120 человек.
Что ждет путешественников на борту ледокола
За время круиза путешественник может со всей полнотой проникнуться атмосферой и красотами Арктики и ее обитателей
Ледокол оборудован всеми удобствами современного корабля: комфортабельные каюты и общественные зоны, медицинский блок, сауна, спортивный зал, прачечная и бассейн с подогретой водой. Есть телевидение и интернет через спутниковую связь, но они работают с учетом некоторых ограничений в полярных регионах.
Маршруты судна, идущего в полярный круиз, обычно стартуют из порта Мурманска. Тур длится примерно две недели, и это удовольствие не из дешевых. Средняя цена: около трех–четырех миллионов рублей за стандартную каюту. В стоимость включены трансферы, путешествие на борту, четырехразовое питание, береговые экскурсии и полет над Арктикой.
За время круиза путешественник может со всей полнотой проникнуться атмосферой и красотами Арктики и ее обитателей: китов, ластоногих, белых медведей. На борту судна есть вертолет, и туристы могут насладиться северными пейзажами не только с борта корабля, но и с воздуха.
В первые дни туристы проходят курсом на Северный полюс, с заходом и возможной высадкой на полюсе, что становится кульминацией путешествия. После этого маршрут продолжается к островам Земли Франца-Иосифа, где при благоприятной погоде туристы посещают архипелаг с его уникальной природой и историческими памятниками. Затем судно возвращается в Баренцево море и завершает круиз в Мурманске.
Кроме основного маршрута, в программу часто включают экскурсии на остров Чамп с его необычными камнями, памятные места, связанные с полярными экспедициями, а также посещение самого северного в мире почтового отделения.
Еще во время круиза организуются специальные программы: лекции по истории и биологии Арктики, спортивные мероприятия, интеллектуальные и культурные встречи с приглашенными экспертами и артистами.