Колизей: что скрывает подземелье и зачем идти на верхний ярус Почему решили построить столь большой амфитеатр, как он пришел в упадок и что сейчас

  • Автор темы Автор темы Karabasik
  • Дата начала Дата начала

Karabasik

Пользователь
Регистрация
29/10/25
Сообщения
399
Репутация
10
Лайки
23
Депозит
2.75$

Колизей: что скрывает подземелье и зачем идти на верхний ярус​

Почему решили построить столь большой амфитеатр, как он пришел в упадок и что сейчас здесь можно увидеть.

В Риме впервые для посетителей открыли потайной ход римских императоров. Чем же интересен этот древний амфитеатр?

Колизей: описание​

Фото: Nicola Forenza/Shutterstock/FOTODOM
Особенностью конструкции является сложная система арок и сводов
Колизей, или амфитеатр Флавиев, — это грандиозное сооружение, которое даже спустя тысячелетия поражает масштабами и продуманностью. Колизей представляет собой эллипс длиной 189 м и шириной 156 м. Высота его стен достигает 48 м, что позволяло разместить под сводами, по разным оценкам, от 50 000 до 65 000 зрителей.

Особенностью конструкции является сложная система арок и сводов. Фасад выполнен из травертина — осадочной горной породы, разновидности известкового туфа. А для внутренних перегородок использовался более легкий вулканический туф.

Нестандартной была и система входов-выходов: множество арок на первом ярусе позволяли толпе было заполнить амфитеатр и так же быстро его покинуть. Эта древняя схема до сих пор используется при проектировании современных стадионов.

Не менее впечатляющим был веларий — гигантский тент от солнца, который натягивали над трибунами.

Где находится Колизей​


Ближайшая к достопримечательности станция метро — «Colosseo» линии В
Колизей возвышается в низине между тремя холмами Рима: Палатинским, Эсквилинским и Целиевским. Его точный адрес: Piazza del Colosseo, 1. Если выйти на улицу Via dei Fori Imperiali, откроется один из лучших видов на самую хорошо сохранившуюся часть амфитеатра.

Ближайшая к достопримечательности станция метро — «Colosseo» линии В. Ее выход находится буквально в нескольких десятках метров от памятника, что делает метро самым удобным способом добраться до него. Рядом также проходит множество автобусных маршрутов.

Как строили Колизей​

Фото: Ivy Close Images/UIG Art and History/East News
Строительство, начатое около 70 или 72 года н.э., финансировалось за счет трофеев, захваченных во время победы в Иудейской войне
История Колизея начинается в эпоху гражданской войны, последовавшей за смертью императора Нерона. Пришедший к власти император Веспасиан из династии Флавиев стремился заручиться поддержкой народа и стереть память о предшественнике.

Он решил преподнести римлянам царский подарок — грандиозный амфитеатр для развлечений. Место для постройки было выбрано неслучайно: на участке искусственного пруда, который был частью личной резиденции Нерона, «Золотого дома». Таким образом, земли, которыми пользовался тиран, передавались народу.

Строительство, начатое около 70 или 72 года н.э., финансировалось за счет трофеев, захваченных во время победы в Иудейской войне. Историки отмечают, что только из Иерусалимского храма было вывезено огромное количество золота и серебра.

Возведение амфитеатра растянулось на восемь лет. В работах задействовали рабов, в основном военнопленных. Они выполняли самую тяжелую работу: добывали травертин в каменоломнях Тиволи, расположенных примерно в 30 км от Рима, и транспортировали многотонные блоки к месту строительства. Для перевозки одного крупного блока требовалось до 50 пар волов.

Веспасиан не дожил до окончания строительства. Амфитеатр с тремя ярусами был достроен при его сыне Тите в 80 году н.э. А уже при следующем императоре, Домициане, комплекс усовершенствовали: добавили четвертый ярус и возвели сеть подземных помещений — гипогей. Эти подвальные помещения с системой клеток, лифтов и люков позволяли устраивать на арене сложные спектакли и внезапно выпускать на нее диких зверей. Интересно, что первоначально на месте арены был настоящий водоем для инсценировки морских сражений — наумахий, и лишь позже, при Домициане, его засыпали для строительства гипогея.

Как использовался Колизей​

Фото: Wikipedia.org
Бои гладиаторов обычно длились около 10–15 минут каждый
Торжественное открытие Колизея было ознаменовано стодневными играми, которые устроил император Тит. По записям историка Диона Кассия, за это время на арене погибли около 9000 животных и тысячи гладиаторов. Зрелища, проходившие в амфитеатре, были разнообразны и часто жестоки: помимо классических гладиаторских боев, здесь устраивали травли экзотических зверей вроде слонов и львов, инсценировки морских сражений и публичные казни.

Бои гладиаторов, самый популярный вид развлечений, обычно длились около 10–15 минут каждый. Колизей стал настоящим символом «хлеба и зрелищ» — инструментом управления настроениями римского народа и демонстрацией мощи императорской власти. Император Коммод, сын Марка Аврелия, известный своим эксцентричным поведением, сам любил выходить на арену в роли гладиатора, что считалось неслыханным скандалом для особы его статуса.

Почему Колизей пришел в упадок​

Фото: Universal History Archive/Universal Images Group
Серьезный удар по сооружению нанесли землетрясения, особенно 422 и 1349 годов. Южная стена обрушилась. Но главной причиной разрушения Колизея стало не время и не стихия, а люди
В 405 году император Гонорий, под влиянием распространявшегося христианства, запретил гладиаторские бои как противоречащие духу новой религии. Однако звериные травли продолжались еще более ста лет. Считается, что Колизей окончательно опустел в 523 году.

Серьезный удар по сооружению нанесли землетрясения, особенно 422 и 1349 годов. Южная стена обрушилась. Но главной причиной разрушения Колизея стало не время и не стихия, а люди.

На протяжении столетий он использовался как бесплатный карьер для добычи качественного строительного камня и мрамора. Его облицовку и камни вывозили для постройки дворцов, церквей и других зданий в Риме, таких как Палаццо-Фарнезе и Венецианский дворец. К XVIII веку амфитеатр потерял почти две трети своего первоначального материала. В Средние века он даже успел побывать в частных руках — им владел влиятельный римский род Франджипане, устроивший внутри свою крепость.

Что посмотреть в Колизее​

Фото: Elena Odareeva/Shutterstock/FOTODOM
Стоя под арками, можно ощутить дыхание античности, представить рев толпы и почувствовать связь эпох
  • Как добраться из Москвы: прямых авиарейсов нет, только с пересадкой в Стамбуле.
  • График работы: ежедневно с 8:30 до 18:30. Закрыт 1 января и 25 декабря.
  • Стоимость: зависит от типа билета и сезона. На сайте Колизея настоятельно рекомендуют брать их заранее, так как билеты могут оказаться распроданы.
Сегодня Колизей — это не просто руины, а живой музей и одна из самых посещаемых достопримечательностей мира. В 2013–2017 годах здесь прошла масштабная реставрация, и теперь туристам доступны для осмотра не только стандартные маршруты, но и верхние уровни. А в октябре 2025 года для публики открылся новый объект — проход Коммода.

Этот подземный туннель, названный в честь печально известного императора-гладиатора, был обнаружен еще в XIX веке, но долгое время оставался недоступным. Реставраторы расчистили 40-метровый коридор, ведущий от внешней стены амфитеатра к его центру. Пройдя по нему, посетители могут увидеть оригинальные мраморные плиты с надписями, которые, как полагают ученые, могли служить своеобразной «афишей» с расписанием игр. Изначально этот проход, скорее всего, использовался для доставки животных и декораций прямо к лифтам гипогея.

Вот что еще можно увидеть внутри Колизея:

  • Арена и гипогей: часть деревянного настила восстановлена, что позволяет представить себя на месте гладиатора. Под ней открыт для посещения лабиринт подземных тоннелей, где когда-то ждали своего выхода люди и звери.
  • Ярусы: можно подняться на первый и второй ярусы, откуда открывается потрясающий вид на внутреннее пространство.
  • Музей: на верхнем этаже расположен музей, посвященный истории амфитеатра.
Стоя под арками, можно ощутить дыхание античности, представить рев толпы и почувствовать связь эпох. А теперь, пройдя по тому же пути, что и древние организаторы зрелищ — через проход Коммода, — еще и прикоснуться к подлинной жизни амфитеатра.
 
Назад
Сверху Снизу