mywifeismysister
Пользователь
Кант — это чувак, который спросил: «Какого хрена мы вообще что-то понимаем в этом мире?»
Он типа главный сомневающийся пацан в баре, который говорит: «Погодите-ка, ребята, а вы уверены, что этот стул вообще существует?»
Он разбил всю свою тему на три главных вопроса:
1. «Что я могу знать?» (Чистый разум)
2. «Что я должен делать?» (Практический разум — это про этику, но это уже другая история)
3. «На что я могу надеяться?» (Про Бога и дущу, тоже потом)
«Критика чистого разума» — это ответ на первый вопрос.
Основная идея (или его «Коперниканский переворот»)
До Канта все думали: наш разум — это как фотокамера. Мир существует, разум просто пассивно снимает картинку и получает знание.
Кант такой: НЕТ! Наш разум — это не фотокамера, а очки с цветными линзами, которые приклеены к твоему лицу намертво. Ты не можеть их снять и увидеть мир таким, какой он есть на самом деле. Ты видишь мир только через эти свои очки. И эти очки имеют свою, неизменную структуру.
Проще говоря: Не наш разум подстраивается под мир, а мир подстраивается под наши способы его понимания.
Ключевые понятия, или О чём он бубнит
1. «Вещь в себе» (Ding an sich)
Это самая соль. Есть какой-то объект, стул сам по себе. Какой он на самом деле? Хрен его знает. Мы никогда его не познаем. Это и есть «вещь в себе» — ultimate reality, истинная природа вещи, которая нам не доступна.
2. «Явление» (Феномен)
А это уже тот самый стул, каким мы его видим. Но мы видим его не просто так, а через наши врождённые «очки» (способности познания). То, что мы видим, — это не сам стул, а лишь его проявление для нас.
3. «Очки» разума (Трансцендентальные формы)
Вот из чего состоят эти самые намертво приклеенные очки:
· Пространство и Время: Это не свойства мира, а наши врождённые программы для восприятия. Мы не можем представить себе что-либо вне пространства и времени. Любой опыт уже упакован в них. Это линзы №1.
· Категории рассудка: Это типа вшитые в наш мозг фильтры или папки, по которым мы сортируем информацию. Всего их 12 штук. Самая важная — «Причина-Следствие». Мы не видим причинно-следственную связь, мы накладываем её на мир своим разумом. Мы видим, как один шар катится и ударяет другой, и второй катится. А наш разум сразу кричит: «Первый шар — причина движения второго!». Но на самом деле мы просто увидели два события друг за другом. Связь между ними — работа нашего мозга.
Итог простыми словами:
Представь, что ты играешь в RPG (типа Skyrim).
· «Вещь в себе» — это игровой движок и исходный код игры. Ты его никогда не видишь и не поймёшь.
· Твои «очки» (пространство, время, категории) — это твой интерфейс (HUD): миникарта, шкала здоровья, квестовый журнал, стрелочка, указывающая куда идти. Без этого интерфейса ты бы просто видел бессмысленную картинку и не понял, что делать.
· «Явление» — это та игра, которую ты воспринимаешь через свой интерфейс. Ты не видишь код, ты видишь уже готовую, структурированную картинку, которую твой мозг (игра) для тебя подготовил.
Что мы можем знать? Мы можем знать только то, что видим в своем «интерфейсе». Мы можем дохуа знать о правилах игры, но никогда не узнаем сам «исходный код» реальности.
Так что мы можем знать? Мы можем знать всё, что происходит в рамках нашего «интерфейса» (науку, математику), но мы никогда не прорвёмся к «исходному коду» (к истинной природе Бога, души, вселенной). Пытаться сделать это — значит сходить с ума (Кант называл это «антиномиями разума»).
Вывод по-пацански: Кант — это чувак, который сказал: «Расслабься, ты никогда не познаешь всю правду. Но в рамках своей башки ты можешь быть уверен в матеше и физике. Не грузись на тему того, что за гранью, лучше разберись, как работает твой собственный софт».
Вот и вся критика.
Он типа главный сомневающийся пацан в баре, который говорит: «Погодите-ка, ребята, а вы уверены, что этот стул вообще существует?»
Он разбил всю свою тему на три главных вопроса:
1. «Что я могу знать?» (Чистый разум)
2. «Что я должен делать?» (Практический разум — это про этику, но это уже другая история)
3. «На что я могу надеяться?» (Про Бога и дущу, тоже потом)
«Критика чистого разума» — это ответ на первый вопрос.
Основная идея (или его «Коперниканский переворот»)
До Канта все думали: наш разум — это как фотокамера. Мир существует, разум просто пассивно снимает картинку и получает знание.
Кант такой: НЕТ! Наш разум — это не фотокамера, а очки с цветными линзами, которые приклеены к твоему лицу намертво. Ты не можеть их снять и увидеть мир таким, какой он есть на самом деле. Ты видишь мир только через эти свои очки. И эти очки имеют свою, неизменную структуру.
Проще говоря: Не наш разум подстраивается под мир, а мир подстраивается под наши способы его понимания.
Ключевые понятия, или О чём он бубнит
1. «Вещь в себе» (Ding an sich)
Это самая соль. Есть какой-то объект, стул сам по себе. Какой он на самом деле? Хрен его знает. Мы никогда его не познаем. Это и есть «вещь в себе» — ultimate reality, истинная природа вещи, которая нам не доступна.
2. «Явление» (Феномен)
А это уже тот самый стул, каким мы его видим. Но мы видим его не просто так, а через наши врождённые «очки» (способности познания). То, что мы видим, — это не сам стул, а лишь его проявление для нас.
3. «Очки» разума (Трансцендентальные формы)
Вот из чего состоят эти самые намертво приклеенные очки:
· Пространство и Время: Это не свойства мира, а наши врождённые программы для восприятия. Мы не можем представить себе что-либо вне пространства и времени. Любой опыт уже упакован в них. Это линзы №1.
· Категории рассудка: Это типа вшитые в наш мозг фильтры или папки, по которым мы сортируем информацию. Всего их 12 штук. Самая важная — «Причина-Следствие». Мы не видим причинно-следственную связь, мы накладываем её на мир своим разумом. Мы видим, как один шар катится и ударяет другой, и второй катится. А наш разум сразу кричит: «Первый шар — причина движения второго!». Но на самом деле мы просто увидели два события друг за другом. Связь между ними — работа нашего мозга.
Итог простыми словами:
Представь, что ты играешь в RPG (типа Skyrim).
· «Вещь в себе» — это игровой движок и исходный код игры. Ты его никогда не видишь и не поймёшь.
· Твои «очки» (пространство, время, категории) — это твой интерфейс (HUD): миникарта, шкала здоровья, квестовый журнал, стрелочка, указывающая куда идти. Без этого интерфейса ты бы просто видел бессмысленную картинку и не понял, что делать.
· «Явление» — это та игра, которую ты воспринимаешь через свой интерфейс. Ты не видишь код, ты видишь уже готовую, структурированную картинку, которую твой мозг (игра) для тебя подготовил.
Что мы можем знать? Мы можем знать только то, что видим в своем «интерфейсе». Мы можем дохуа знать о правилах игры, но никогда не узнаем сам «исходный код» реальности.
Так что мы можем знать? Мы можем знать всё, что происходит в рамках нашего «интерфейса» (науку, математику), но мы никогда не прорвёмся к «исходному коду» (к истинной природе Бога, души, вселенной). Пытаться сделать это — значит сходить с ума (Кант называл это «антиномиями разума»).
Вывод по-пацански: Кант — это чувак, который сказал: «Расслабься, ты никогда не познаешь всю правду. Но в рамках своей башки ты можешь быть уверен в матеше и физике. Не грузись на тему того, что за гранью, лучше разберись, как работает твой собственный софт».
Вот и вся критика.