Летом кабинет министров Кении принял новый Национальная политика профилактики употребления алкоголя, наркотиков и психоактивных веществ (2025), разработанный Национальным управлением по борьбе с алкоголизмом и наркоманией (NACADA). Он считается комплексная система профилактики для защиты молодежи и уязвимых групп, особенно потребителей алкоголя.
Представители правительства подчеркнули, что эта политика является важным достижением для кенийского общественного здравоохранения, ограничивая рекламу и продажу алкоголя и продвигая профилактические меры, ориентированные на молодёжь. Хотя NACADA признаёт потенциал снижения вреда и выступает за альтернативы тюремному заключению, политика не предусматривает каких-либо планов по внедрению конкретных мер снижения вреда.
Профилактика прежде всего
«Самым важным изменением, внесенным этой политикой, является систематическая и активная расстановка приоритетов в профилактике», — заявил представитель NACADA.Новая политика Кении запрещает продажу алкоголя в пределах 300 метров от школ, запрещает продажу в супермаркетах и онлайн, повышает возрастной ценз до 21 года и вводит практически полный запрет на рекламу. Представитель заявил: «Делая алкоголь менее заметным, менее привлекательным и более сложным для несовершеннолетних, эта политика напрямую атакует канал, питающий зависимость». Эти меры соответствуют рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по снижению вреда от алкоголя и его протоколы SAFER.
Однако, хотя политика уделяет большое внимание алкоголю и табаку, это не единственные вещества, употребляемые кенийцами. В «Национальной политике профилактики употребления алкоголя, наркотиков и психоактивных веществ» практически не упоминается лечение наркозависимости.
Согласно Harm Reduction InternationalПо оценкам, в Кении проживает 27,056 11.3 человек, употребляющих инъекционные наркотики (ПИН), а уровень распространенности ВИЧ среди ПИН составляет XNUMX%. распространенность гепатита С Среди населения в целом этот показатель составляет 6.31%, а среди ЛУИН — 20%. Согласно одному исследованию, 40% людей, употребляющих наркотики в Кении, имеют сообщили о передозировке.
По оценкам, Кении потребуется выделить более 500 млн долларов США для покрытия дефицита финансирования программ снижения вреда после недавних сокращений USAID и PEFAR. В тени этих сокращений эта политика могла бы стать возможностью законодательно закрепить принципы снижения вреда. Вместо этого люди, употребляющие инъекционные наркотики, практически полностью лишены возможности участвовать в новой парадигме, созданной этим веществом.
Уменьшение вреда
Хотя политика допускает принятие мер по снижению вреда «по мере необходимости», она не содержит конкретных обязательств по созданию программ.«В этой политике прямо не одобряются программы обмена игл и шприцев или заместительная терапия опиоидами как отдельные меры», — заявил представитель NACADA. «Вместо этого она включает принципы снижения вреда в более широком, более консервативном контексте».
С 2013 года программы обмена игл предоставили стерильное инъекционное оборудование более чем 35 пунктов приема, охватывая десятки тысяч людей, употребляющих инъекционные наркотики (ПИН). В среднем клиенты получают около 189 чистых игл в год — чуть меньше целевого показателя ООН в 200 человек. Программа заместительной заместительной терапии метадоном началась в 2014 году, и на сегодняшний день ею воспользовались около 9,500 человек. Однако охват остаётся ограниченным, охватывая лишь 13% ПИН.
Аналитики сообщают, что около 28 клиник закрыты или сокращены После сокращения финансирования в США, в том числе предоставление метадона в клиниках вспомогательной медицинской помощи (МАТ). В Найроби некоторые клиники остались открытыми благодаря местной поддержке, в то время как другие были вынуждены закрыться. На момент написания статьи в Кении работал только один центр поддержки.
«В частности, пилотные программы ОЗТ могут быть разработаны под видом медикаментозной поддерживающей терапии в лицензированных учреждениях», — сказал представитель.
Распространение налоксона также нестабильно. Хотя он доступен в ограниченном количестве клинических и выездных медицинских учреждений, нет национальной программы для обеспечения профилактики передозировки. Недавнее исследование предупредили, что большинство лиц, употребляющих инъекционные наркотики, остаются без доступа к налоксону во время кризисов, связанных с передозировкой, что подчеркивает необходимость вмешательства на уровне сообщества.
Представитель заявил, что политика не направлена напрямую против снижения вреда для людей, употребляющих наркотики, но относится к ней консервативно. «Внедрение, вероятно, будет медленным и пилотным, сосредоточенным в клинических условиях, а не в рамках программ, охватывающих все сообщество», — добавили они.
Критика сообщества
На презентации законопроекта Ассоциация развития женщин, употребляющих наркотики, и выздоравливающих наркоманов (ВРАДА) для национального законопроекта о снижении вреда. В ООН в Кении Обзор прав человека В феврале 2025 года Рита Гатонье из WRADA призвала законодателей принять «подход, основанный на правах человека, здравоохранении и фактических данных».Депутат парламента от Найроби Эстер Пассарис выступила за внедрение мер по снижению вреда на всей территории Кении, представив национальный законопроект о снижении вреда (ссылка для скачивания здесь), которая призывает к стратегии снижения вреда, защищающей здоровье людей с расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ, включая обеспечение их права на услуги, связанные с ВИЧ, ПОШ, медикаментозную терапию и многое другое.
В интервью TalkingDrugs она сказала: «Хотя национальная политика предпринимает похвальные усилия по профилактике и повышению осведомленности, особенно среди молодежи, она по-прежнему не достигает самого важного: снижения вреда».
«Профилактика крайне важна, но она должна сопровождаться финансированием и правовой поддержкой обмена игл, опиоидной заместительной терапии, психосоциальной поддержки и работы с общественностью, особенно с женщинами и молодёжью, которые сталкиваются с многослойной уязвимостью. С помощью законопроекта о снижении вреда в Кении мы работаем над тем, чтобы закрепить снижение вреда в национальном законодательстве», — добавила она.
Международные партнёры разделяют эти опасения. Отчёт ЮНЭЙДС за 2024–2025 годы отмечает проблемы непрерывности услуг в пунктах метадоновой терапии и необходимость комплексного подхода. Планирование послеоперационного ухода после МАТКенийские общественные сети и союзники утверждают, что без явных национальных обязательств по программе обмена игл и шприцев, заместительной заместительной терапии и налоксона, профилактические результаты политики не коснутся тех, кто подвержен наибольшему риску, — пробел, который они хотят закрыть с помощью законодательства, финансирования и общественные услуги.
Изменение подходов
«Правительство должно принять соразмерные наказания с альтернативами тюремному заключению за мелкие правонарушения, связанные с наркотиками и алкоголем, а также за правонарушения, страдающие расстройствами, вызванными употреблением психоактивных веществ», — говорится в политическом документе.Политика вводит альтернативы тюремному заключению — выступая за пропорциональное наказание и перевод на лечение вместо тюремного заключения для несовершеннолетних правонарушителей, совершивших ненасильственные преступления с расстройствами, связанными с употреблением алкоголя или наркотиков. Представитель NACADA заявил, что «такой подход признаёт, что зависимость — это состояние здоровья, а не моральный порок».
Несмотря на эти положительные моменты, отсутствие мер по снижению вреда по-прежнему остаётся вопиющим упущением. Моделирование показывает, что Полное масштабирование программ NSP и OST может сократить заболеваемость ВИЧ-инфекцией более чем на 50%, а вирусным гепатитом С — почти на 85% к 2030 году — достижения, невозможные при нынешних пробелах в политике.
На международном уровне Кения представляет собой парадокс: эти новые ограничения на алкоголь могут стать одними из самых строгие во всем мире, однако отсутствие мер по снижению вреда отстаёт от мировых тенденций. Представитель признал наличие напряжённости, но заявил: «Профилактика остаётся приоритетом».
Все же профилактика и снижение вреда Это взаимодополняющие, а не противоречащие друг другу подходы. Исследования, проведённые в Кении, показывают, что доступ к программам обмена игл и комбинированной терапии инъекционным наркотиком коррелирует с резким сокращением использования общих игл, повышением уровня вирусной нагрузки и резким снижением заболеваемости ВИЧ среди ЛУИН.
Молчание Кении о снижении вреда выглядит особенно выразительно по сравнению с другими странами региона. Национальный генеральный план по борьбе с наркотиками (2019–2024) В Претории программа обмена игл и заместительная терапия (ОЗТ) четко включены в национальную стратегию профилактики ВИЧ. COSUP В рамках инициативы при поддержке на местном и национальном уровне людям, употребляющим наркотики, раздаются тысячи доз метадона и чистых шприцев.
Недостающие части
Политика Кении в области борьбы с наркотиками до 2025 года позиционируется как важная веха в профилактике и защите молодёжи. Однако обход снижения вреда Это упущенная возможность обеспечить услуги для уязвимых сообществ. Хотя законопроект и не направлен прямо против снижения вреда, он представляется упущенной возможностью закрепить принципы снижения вреда в законодательстве Кении.Представитель заявил, что политика направлена на «специальное, ограниченное внедрение, а не на полное принятие» мер по снижению вреда, что потенциально оставляет возможность для более инклюзивной политики в будущем. На данный момент ЛУИН не включены в предполагаемую антинаркотическую политику Кении, и кенийцы будут ждать, когда этот пробел будет заполнен.