Judgeofdarkness
Пользователь
Экс-президент Польши Александр Квасьневский рассказал NV, как присоединился к Международной комиссии по вопросам наркополитики, почему необходимо либерализовать эту проблему в Украине и как ее решают в Чехии.
Александр Квасьневский, который был президентом Польши в течение десяти лет, до 2005-го, на этот раз прибыл в Украину в несколько необычном качестве. Опытный европейский политик, дипломат и глава различных международных инициатив приехал в Киев как региональный председатель Международной комиссии по вопросам наркополитики (ECECACD). Эта организация продвигает эффективные реформы наркополитики, основанные на научных исследованиях и правах человека и продвигает переход от запрета наркотиков к их правовому регулированию, оказанию помощи и необходимого лечения людям, употребляющим наркотические препараты.
В течение своего пребывания в украинской столице, Квасьневский и его коллеги по организации планируют ряд встреч с представителями украинского правительства и гражданского общества, причастных к формированию наркополитики в стране с целью перезапуска этой политики и ее улучшения, учитывая очевидные вызовы войны.
Об опыте других стран в помощи людям, употребляющим наркотические препараты, в переосмыслении политики в отношении таких людей на национальном уровне, он говорит в интервью NV.
— Итак, на этот раз вы посетили Украину в качестве регионального председателя Международной комиссии по вопросам наркополитики (ECECACD). Это довольно необычная роль для политика, который был президентом. Что побудило вас к такой работе, возможно, какие-то персональные мотивы?
— Это глобальная комиссия, организованная в частности бывшими политиками, президентами Латинской Америки, где проблема с изготовлением, реализацией и употреблением наркотических препаратов традиционно была и является очень сложной.
Затем они пригласили в комиссию разных личностей со всего мира, например, бывшего Генерального секретаря ООН Кофи Аннана. И они также пригласили меня в эту комиссию, потому что, видимо, им нужен был человек из Центральной и Восточной Европы. Так что эта история длится более 10 лет. Первым председателем этой глобальной комиссии был бывший президент Бразилии Карлос Кардосо, а сейчас это бывший премьер Новой Зеландии Хелен Кларк. Я являюсь членом этой комиссии и ношу титул комиссара. Так что вы можете называть меня комиссаром, что довольно забавно.
Со временем мы поняли, что трудно объединить все страны и регионы в одно целое, поскольку проблемы у них разные. Главной проблемой в Латинской Америке является производство наркотических веществ, незаконные поставки и тому подобное. В нашем регионе проблема больше связана с потреблением и, как следствие, с ВИЧ и другими сопутствующими болезнями. Поэтому много лет назад комиссия решила организовать региональные группы.
У нас есть группа для Африки, группа для Латинской Америки, и мы также решили организовать группу для Центральной и Восточной Европы и Центральной Азии. Я являюсь председателем этой региональной группы, и у нас есть люди из Литвы, Латвии, Кыргызстана, Чехии.
Начало работы этой глобальной комиссии было связано с глубоким убеждением, что существующая в большинстве стран политика в отношении людей, употребляющих наркотики, очень жесткая — нулевая толерантность к жертвам наркотической зависимости. Не работала реабилитация, такие люди за небольшие провонарушения или сам факт употребления наркотических средств попадали в тюрьму вместе с теми, кто эти наркотические средства распространяет и по факту является преступником.
К сожалению, мы знаем, что после тюрьмы люди не становятся здоровее, наоборот — часто переходят на более тяжелые наркотики. Иногда они становятся хуже, прибегают к криминальной деятельности. Наркотрафик является достаточно серьезным в тюрьмах, особенно в Соединенных Штатах, и каждый новый человек за решеткой имеет риск к нему приобщиться и нести эту культуру за пределы тюрьмы при освобождении. Поэтому, этот опыт показал на примере многих стран: если мы называем преступником жертву, того, кто потребляет наркотики, то мы изначально проигрываем борьбу за этого человека.
— С чем важно, в свете этого опыта, работать здесь, в Украине?
— Итак, первая идея заключается в том, чтобы изменить подход к наркополитике, сделать его более либеральным, а также декриминализировать индивидуальных потребителей и людей, которых арестовывают за хранение большого количества наркотических веществ. В Украине хранение наркотиков без намерения сбыта до сих пор является преступлением уголовным. Это проблема, связанная преимущественно с марихуаной.
Во-вторых, нужно экспортировать положительный опыт других стран. В Европе есть три страны, достигшие огромного прогресса в этой политике, это Швейцария, Чехия и Португалия.
Например, Чехия довольно рано, еще в конце 1990-х, декриминализировала владение небольшими дозами наркотических препаратов, они должны быть четко прописаны, дозы, хранение которых не является уголовным, а является административным правонарушением.
Также в Чехии существует довольно сильная больничная и социальная поддержка людей, употребляющих наркотические препараты. Такие люди находятся в контакте с соответствующими государственными службами и агентствами во всем, что касается обмена шприцев, терапии, поддержки. Главная идея национальной наркополитики Чехии — предотвращать негативные эффекты употребления наркотиков, а это развитие тяжелых заболеваний, или криминализация потребителей, которые прибегают к преступлениям, чтобы поддерживать зависимость. И эта философия показывает хороший результат. Еще одна важная черта — соблюдение достойного отношения к людям, употребляющим наркотики, приоритет лечения над наказанием.
Еще один важный элемент — заместительная терапия, где люди могут получить заменитель опиатов, например метадон, делать это гигиенично, контролируемо и безопасно.
В обществе первая реакция на такие программы обычно бывает негативной. А потом люди понимают, что это лучший вариант политики, потому что у тех, кто употребляет, есть место для встреч, они могут употреблять наркотические препараты контролируемо, безопасно и бесплатно, что не побуждает их к криминальным действиям. Это также лучше для полиции, потому что они контролируют все гораздо эффективнее.
Третий элемент — это вопрос терапии. Заместительная терапия показывает очень хороший результат, люди употребляют меньше опиатов, не имеют таких разрушительных эффектов наркотической зависимости на свое здоровье.
В Украине мы обсуждаем все эти опыты, но также мы будем обсуждать в эти дни проблему, которая здесь очень серьезная. Это проблема солдат и ветеранов. И проблема людей с синдромом ПТСР. Довольно часто, когда эти люди по каким-то причинам не могут обратиться за психологической помощью, они начинают употреблять различные наркотические вещества, и нельзя обвинять и криминализировать человека, который ищет способы заглушить душевную или физическую боль. Особенно учитывая масштаб и продолжительность этой войны, когда люди встречаются со слишком жестокими вызовами.