Пневмопочта: как придумали отправлять сообщения в капсулах
Как доставляли письма в доавтомобильную эру и как старые технологии служат сейчас.Что такое пневмопочта
Фото: Wikipedia.orgКапсула с письмом перемещалась по спрятанным в земле чугунным трубам с помощью сжатого воздуха
В конце XIX века послание с нью-йоркского главпочтамта долетало до Гарлема со скоростью 50 км/ч, и требовалось на это 20 минут. В день нью-йоркская пневмопочта пересылала около 95 000 писем.
Капсула с письмом перемещалась по спрятанным в земле чугунным трубам с помощью сжатого воздуха. Принцип работы был основан на создании перепада давления: специальные насосы либо нагнетали воздух позади капсулы, толкая ее вперед, либо откачивали воздух перед ней, засасывая ее к пункту назначения.
Системы такого рода действовали по всему миру: от стран Европы до Северной и Южной Америки — и различались только разветвленностью линий и размером трубопровода. Так, в США размер капсул был довольно большим, что позволяло передавать не только письма, но и небольшие посылки.
Как придумали пневмопочту
Фото: Wikipedia.orgПервый патент на систему пневматической транспортировки почты между зданиями был получен британским инженером Уильямом Мердоком в 1836 году
Если вернуться к истокам, то принцип будущей пневмопочты был изложен еще в I веке Героном Александрийским, однако до реализации дело не дошло, и идея, чуть не потонув во тьме Средневековья, реализовалась в 1792 году в Вене в процессе борьбы с пожарами. Наблюдатель с вершины 50-метровой колокольни собора Святого Стефана, заметив возгорание в городе, отправлял вниз металлический патрон с сообщением, куда высылать пожарных. Это была локальная пневмопочта, действующая в одном здании.
Первый патент на систему пневматической транспортировки почты между зданиями был получен британским инженером Уильямом Мердоком в 1836 году. В XIX веке идея расширилась до сотен километров линий.
Толчком к повсеместному внедрению пневмопочты в крупных городах стала «бумажная» революция середины XIX века. Резкий рост деловой корреспонденции, телеграмм и газет требовал кардинального ускорения доставки. Курьеры уже не справлялись.
Во второй половине XIX века пневмопочта действовала в Берлине (в лучшие годы протяженность труб достигала 400 км), Париже, Филадельфии, Манчестере, Рио-де Жанейро.
Фото: Wikipedia.orgЛетчицы Полина Осипенко, Валентина Гризодубова и Марина Раскова
Пневмопочта, или, как ее называли , «воздушная почта», появилась в стране в конце XIX века. Наиболее известные системы действовали в Санкт-Петербурге (с 1884 года) и Москве, соединяя центральный телеграф с крупнейшими почтовыми отделениями и биржей. В Санкт-Петербурге длина трубопровода составляла около 4,5 км, а капсулы развивали скорость до 15 м/с.
Поистине воздушной пневмопочта стала в 1938 году, когда экипаж из трех отчаянных летчиц Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и Марины Расковой совершил рекордный прямой беспересадочный полет на самолете «Родина», вылетев из Москвы и приземлившись в местечке Керби в районе Комсомольска-на-Амуре. Позади осталось 5910 км пути. Летчицы, находившиеся в разных отсеках, могли не только переговариваться по телефону, но и обмениваться посланиями по пневмопочте.
Кроме того, локальные системы пневмопочты использовали в России на некоторых крупных заводах и в правительственных зданиях для оперативной передачи документов.
Почему от пневмопочты стали отказываться
Фото: Wikipedia.orgК 1950-м годам эксплуатация пневмопочты в Нью-Йорке стала нерентабельной, и система была закрыта. Та же судьба постигла сети в Берлине, Париже и других мегаполисах
Масштабный закат городских систем пневмопочты пришелся на середину XX века. Передать сообщение по телефону или телефаксу было быстрее. Возросла и скорость работы почтальонов, так как они стали пользоваться автомобилями и мотоциклами.
К 1950-м годам эксплуатация пневмопочты в Нью-Йорке стала нерентабельной, и система была закрыта. Та же судьба постигла сети в Берлине, Париже и других мегаполисах.
Последняя сохранившаяся в мире городская пневмопочта находится в Праге. Пущенная в 1899 году, она состояла из 26 линий общей протяженностью 55 км и действовала вплоть до 2002 года — тогда она была повреждена серьезным наводнением, от которого сильно пострадал ряд стран Центральной Европы. В последнее время она обслуживала 46 абонентов: банки, крупнейшие предприятия и внешнеторговые организации, редакции центральных газет, телевидения, телеграфное агентство и 30 почтовых отделений.
Сейчас локальную пневмопочту можно встретить в супермаркетах, банках, библиотеках и больницах. В банках ее используют для передачи документов и наличных денег между операционным залом и кассой, в больницах — для срочной доставки анализов из лабораторий в отделения, а на крупных производствах — для транспортировки мелких деталей. Кроме того, технология, аналогичная пневмопочте, применяется в авиации.