Alin4kDoDo
Леди
Современные дети растут в совершенно уникальных условиях. До сих пор ни одно поколение не было окружено таким количеством умных устройств, способных поддерживать двустороннюю коммуникацию с человеком. С детьми общаются голосовые ассистенты, роботизированные игрушки, образовательные приложения. Но хотя для полноценного диалога вся эта техника еще слишком глупа, ребенка она вполне может сбить с толку.
По словам ученых, уже младшие школьники довольно ясно осознают, что, общаясь с голосовым ассистентом, они имеют дело с машиной. Тем не менее, дети дошкольного возраста склонны видеть в искусственном интеллекте нечто большее. Часто они уверены в том, что машина умнее, чем есть на самом деле. Более того, они даже склонны формировать эмоциональную привязанность к ботам. И это явление тревожит многих исследователей, ведь сейчас сложно предположить, какими будут долгосрочные последствия взросления в окружении ИИ-устройств. Исследования, посвященные этой теме, демонстрируют как положительные, так и отрицательные тенденции.
Но самое важное - понимание границ робототехники. “Дети знают, что роботы не живые. Они не едят, не спят, не дышат и не размножаются. Но в то же время, дети приписывают им способность мыслить, иметь эмоции и сенсорные способности”, - говорит профессор психологии Калифорнийского политехнического университета Дженнифер Джипсон.
Из-за возникновения эмпатии, дети могут учиться у роботов и даже подражать им. Так, в исследовании, проведенном Вашингтонским университетом в 2017 году, упоминается один забавный случай. Маленький ребенок, чьей любимой игрушкой был робот-динозавр, начал подражать интонациям и фразам робота при общении с родителями. В частности, он приобрел манеру повторять фразу “Я не понял”, когда его просили сделать что-то, чего он делать не хотел.
Также дети, как правило, сильно переоценивают интеллектуальные возможности роботов. Согласно исследованию 2018 года, каждый четвертый ребенок в возрасте от 4 до 10 лет был уверен, что игрушечный колесный робот Cozmo сможет пройти сложный лабиринт лучше него самого.
Роботы могут являться для детей моральными авторитетами. Так, в прошлогоднем исследовании MIT говорящая кукла убедила некоторых детей изменить ответы на вопросы о том, как следует вести себя со сверстниками. Сначала дети отвечали, что дразнить других нельзя. Но после того, как кукла заявляла об обратном, дети начинали прислушиваться к ее “точке зрения”.
Дети могут эмоционально привязываться к роботам. Согласно исследованию 2012 года, большинство детей в возрасте от 9 до 15 лет, которые общались с гуманоидным роботом в течение 15 минут, позже утверждали, что смогли бы обратиться к нему, если бы почувствовали себя грустными или одинокими. Также они были склонны верить, что робот может быть их другом.
“Когда мы спрашиваем ребенка, кто умнее, он или робот, ребенок отвечает, что робот может обыграть его в “Камень, ножницы, бумага”, но поскольку он сам запрограммировал машину на это, то он умнее нее”, - рассказывает доктор Синтия Брезель, глава медиа-лаборатории MIT и автор учебной программы.
Ребенок может быть увлечен искусственным интеллектом и робототехникой. Но если он знает, как работают эти технологии и каковы границы их возможностей, он уже не позволит себя обмануть.
По словам доктора Брезель, родителям следует ограждать самых маленьких детей от игрушек с искусственным интеллектом, которые голосом заявляют ребенку, что “они - его лучшие друзья”. Это может сформировать неверные ожидания и искаженное представление о технологии. Вместо этого следует четко давать понять детям, что роботы и искусственный интеллект - неодушевленные вещи. Это полезные инструменты, с которыми можно играть, но которые не являются друзьями в привычном смысле этого слова.
По словам ученых, уже младшие школьники довольно ясно осознают, что, общаясь с голосовым ассистентом, они имеют дело с машиной. Тем не менее, дети дошкольного возраста склонны видеть в искусственном интеллекте нечто большее. Часто они уверены в том, что машина умнее, чем есть на самом деле. Более того, они даже склонны формировать эмоциональную привязанность к ботам. И это явление тревожит многих исследователей, ведь сейчас сложно предположить, какими будут долгосрочные последствия взросления в окружении ИИ-устройств. Исследования, посвященные этой теме, демонстрируют как положительные, так и отрицательные тенденции.
Что говорят исследования
Как ни странно, дошкольники могут неплохо разбираться в искусственном интеллекте. Исследователи из Массачусетского технологического института выяснили, что при должном обучении дети уже в возрасте 4 лет демонстрируют неплохие успехи в программировании роботов. Если родители будут стимулировать этот интерес, предоставляя детям компоненты для экспериментов и объясняя принципы работы роботов, из ребенка может получиться очень неплохой инженер.Но самое важное - понимание границ робототехники. “Дети знают, что роботы не живые. Они не едят, не спят, не дышат и не размножаются. Но в то же время, дети приписывают им способность мыслить, иметь эмоции и сенсорные способности”, - говорит профессор психологии Калифорнийского политехнического университета Дженнифер Джипсон.
Из-за возникновения эмпатии, дети могут учиться у роботов и даже подражать им. Так, в исследовании, проведенном Вашингтонским университетом в 2017 году, упоминается один забавный случай. Маленький ребенок, чьей любимой игрушкой был робот-динозавр, начал подражать интонациям и фразам робота при общении с родителями. В частности, он приобрел манеру повторять фразу “Я не понял”, когда его просили сделать что-то, чего он делать не хотел.
Также дети, как правило, сильно переоценивают интеллектуальные возможности роботов. Согласно исследованию 2018 года, каждый четвертый ребенок в возрасте от 4 до 10 лет был уверен, что игрушечный колесный робот Cozmo сможет пройти сложный лабиринт лучше него самого.
Роботы могут являться для детей моральными авторитетами. Так, в прошлогоднем исследовании MIT говорящая кукла убедила некоторых детей изменить ответы на вопросы о том, как следует вести себя со сверстниками. Сначала дети отвечали, что дразнить других нельзя. Но после того, как кукла заявляла об обратном, дети начинали прислушиваться к ее “точке зрения”.
Дети могут эмоционально привязываться к роботам. Согласно исследованию 2012 года, большинство детей в возрасте от 9 до 15 лет, которые общались с гуманоидным роботом в течение 15 минут, позже утверждали, что смогли бы обратиться к нему, если бы почувствовали себя грустными или одинокими. Также они были склонны верить, что робот может быть их другом.
Что со всем этим делать?
Как уже говорилось, используя интерес и привязанность детей к роботам, из них можно вырастить потрясающих специалистов. Например, в MIT уже разработана экспериментальная учебная программа для детей от 4 лет. В ходе обучения дети знакомятся с азами программирования и робототехники. Они узнают, как запрограммировать робота на игру в “Камень, ножницы, бумага” или научить его генерировать простые мелодии. Но самое главное - программа формирует в детях правильное понимание самой концепции искусственного интеллекта.“Когда мы спрашиваем ребенка, кто умнее, он или робот, ребенок отвечает, что робот может обыграть его в “Камень, ножницы, бумага”, но поскольку он сам запрограммировал машину на это, то он умнее нее”, - рассказывает доктор Синтия Брезель, глава медиа-лаборатории MIT и автор учебной программы.
Ребенок может быть увлечен искусственным интеллектом и робототехникой. Но если он знает, как работают эти технологии и каковы границы их возможностей, он уже не позволит себя обмануть.
По словам доктора Брезель, родителям следует ограждать самых маленьких детей от игрушек с искусственным интеллектом, которые голосом заявляют ребенку, что “они - его лучшие друзья”. Это может сформировать неверные ожидания и искаженное представление о технологии. Вместо этого следует четко давать понять детям, что роботы и искусственный интеллект - неодушевленные вещи. Это полезные инструменты, с которыми можно играть, но которые не являются друзьями в привычном смысле этого слова.
Последнее редактирование: