Возрождение огня
Как жители австралийской пустыни используют древнюю мудрость для защиты находящегося под угрозой исчезновения билби
Рэйчел Пэлтридж , Мантуа Нангала Джеймс , Юкультджи Напангати Уорд и команда цифрового повествования The ConversationЧитателям из числа аборигенов и жителей островов Торресова пролива следует обратить внимание, что эта статья содержит имена умерших людей и может содержать изображения умерших людей.
Мантуа Нангала Джеймс начинает ожог спинифекса. Видео: Данника Шульц
Поздний зимний день на лугах спинифекса в Большой Песчаной пустыне. Старейшина племени пинтупи Мантуа Нангала держит палочку для розжига и прижимает её к пучку сухой травы.
Вспыхивает огонь.
Участок охвачен пламенем, он горит со скрежетом.
Рядом за происходящим наблюдают молодые члены семьи.
После европейской колонизации жители пустыни постепенно отказались от кочевого образа жизни, и традиционная практика выжигания сошла на нет.
Многие позже вернулись в страну и возобновили выжигание. Теперь старейшины обучают молодое поколение использованию огня для восстановления лесной пищи как для людей, так и для животных.
Наше новое исследование показывает, как активизация этих практик может помочь сохранить билби — важный, культурно значимый вид, находящийся под угрозой исчезновения.
Наша работа является результатом сотрудничества ученых и
народа пинтупи, традиционных хранителей охраняемой территории коренных народов Кивирркурра ( IPA) , которая охватывает пустыни Гибсона и Грейт-Сэнди.
На языке пинтупи мы обнаружили следующие результаты:
Янангу Кивиркурра тяна кутутья вару куджани панья кукаку ан юкири мангарри пуутжинуку юррунпа чинту нганти ярра-палуда йиррититжа тютанку.
40 йия панья вару йилкарри катунгуру нинтини Нину анта Тьялапаку яалтджи-вана Янангу тютанку янкула кука ан варукитджангкулпи ньянганьи нгурра Тьялапаку.
Люди пустыни и нину: ощутимая связь
Билби — вид, находящийся под угрозой исчезновения на национальном уровне. Он также имеет культурное значение для многих коренных народов . До сих пор используется не менее 20 названий этого вида, и его воспевают в песнях, сказаниях и танцах. Как объяснил покойный старейшина племени Кивиркурра Наньюма Напангати:Помимо духовной связи, билби и жители пустыни делились некоторыми основными продуктами питания: личинками репчатого лука и кустовым луком, а также семенами итакати, которые быстро прорастают после пожара.Мы раньше вплетали кончики белых хвостов билби в волосы, чтобы выглядеть красивее. Старики вплетали хвосты в бороды. Это наш закон, и он наделял нас особыми силами.
Соавторы нашей статьи из племени пинтупи выросли в традиционном кочевом образе жизни. Они брали с собой палки для розжига, путешествуя по стране, и ежедневно использовали их, чтобы открывать норы варанов, отпугивать кошек от растительности во время охоты и привлекать кустарниковых индеек.
Обильный дождь после пожара способствовал прорастанию семян и плодовых растений. Жители пустыни знали, когда собирать семена и плоды, и охотились на животных, которых привлекала свежая поросль.
Жители пустыни ежегодно создавали сеть новых выжженных участков, чтобы ключевые пищевые растения всегда могли прорасти, когда наступали дожди. В результате образовалась постоянно меняющаяся сеть временных садов – отличный источник пищи для людей и нину/билби .
Большинство жителей пустыни отказались от кочевого образа жизни в 1950-х годах, переселившись в миссии, на пастбища и в другие поселения. Этот исход привёл к сокращению традиционных методов разведения огня.
Это означало, что лесные пожары стали гораздо масштабнее и наносили больший ущерб, чем раньше.
В то же время из Западных пустынь исчезло множество млекопитающих среднего размера .
В 1980-х годах многие люди вернулись жить в пустынные общины. Те, кто вернулся в район Кивирркурра, возобновили охоту и выжигание леса в окрестностях своих общин.
Это продолжается и сегодня.
Большие преимущества от сжигания
Наше новое исследование изучает связь между присутствием людей, огня и нину/билби в IPA Кивирркурра.Рейнджеры Кивирркурры устанавливают камеры с датчиками движения в норах билби, чтобы отслеживать присутствие билби и хищников в местах их обитания. Видео: Kiwirrkurra IPA
Мы изучили спутниковые снимки, чтобы отследить изменения в характере, частоте и размерах пожаров после того, как народ кивирркурра вернулся в страну и возобновил традиционную практику выжигания.
Итак, что же мы обнаружили? Каждый год, начиная с 1985 года, на территории охотничьей зоны Кивирркурра площадью 1550 квадратных километров возникало более 70 пожаров. Средняя площадь пожара составляла 83 гектара. Большинство пожаров были менее 5 гектаров.
С 2002 года в охотничьей зоне Кивирркурра не случалось крупных пожаров.
Разнообразные пожары в охотничьей зоне Кивирркурра. Фото: Солти Дэвенпорт
Спутниковые снимки показывают, что в результате пожара восстановилась мозаика растительности, очень похожая на ту, что была задокументирована до контакта коренных народов с европейцами. На снимках видно множество узких следов пожара разного возраста, расположенных в непосредственной близости друг от друга.
Такая схема поведения означает, что когда билби сталкивается с лисой или кошкой и покидает место кормления (обычно это недавно выжженная территория), он может добраться до укрытия и безопасности взрослого спинифекса, не убегая слишком далеко.
Ожоговый шрам, демонстрирующий разницу между старым спинифексом и новым приростом. Фото: Kiwirrkurra IPA
В условиях режима огня Пинтупи небольшие, но стабильные популяции билби сохранились в охотничьей зоне Кивирркурра с момента начала нашего мониторинга в 1999 году.
Рейнджеры Кивирркурры устанавливают камеры с датчиками движения в норах билби, чтобы отслеживать присутствие билби и хищников в местах их обитания. Фото: Kiwirrkurra IPA
А как насчет несгоревших участков?
Мы также обследовали отдаленные районы Кивирркурра IPA, где нет людей и где традиционное сжигание не проводилось с 1980 года.В этих районах пожары случались всего два-три раза в год. Но они были гораздо масштабнее, чем управляемые пожары Кивирркурры: каждый из них уничтожал более 2500 гектаров.
Мы также проанализировали спутниковые снимки местности вокруг Ньинми, отдаленной станции в 100 километрах к западу от общины Кивирркурра.
Небольшой огонь, горящий в зарослях спинифекса. Фото: Salty Davenport
Несколько семейных групп кивирркурра жили здесь с 1990 по 2000 год, прежде чем поселение было заброшено. После их ухода лесные пожары трижды проносились по этой территории с 1999 по 2007 год. При следующем обследовании местности в 2012 году никаких следов билби обнаружено не было. Они до сих пор не вернулись.
Это говорит о том, что сохранение нину на территории Кивирркурра IPA связано с присутствием людей и их деятельностью на территории страны.
Помимо традиционных методов борьбы с пожарами, наши предыдущие исследования также показали, что жители заповедника Кивирркурра помогают находящимся под угрозой исчезновения видам, охотясь на одичавших кошек , которые на них охотятся.
«Ухаживайте за землей как следует»
Современные старейшины коренных народов выросли, используя традиционные методы разведения огня и питаясь растительной пищей, которую они пропагандировали.
Юкультджи Напангати. Фото: Бен Макнамара.
Они передают свои ценные знания нынешнему поколению местных рейнджеров, работающих над восстановлением традиционных способов разведения огня.
Кивиркурра Рейнджер Скотт Уэст с флаконом помета Билби, собранного для анализа ДНК Кивиркурра-IPA. Фото: Данника Шульц.
Покойный член семьи Ньинми Джонни Нангаги однажды рассказал, как традиционное сжигание помогает стране процветать, способствуя равновесию и хорошему здоровью как природы, так и людей:
«Мой отец ходил на охоту и выжигал костры в кустах. Это было для жителей кустов землёй, уход за ней.
Они разжигали костры в нужное время года, в нужную погоду. Потому что им нужно было правильно ухаживать за землёй [...] Чтобы земля была красивой и ровной. Просто хороший способ».
Возрождение огня
Как жители австралийской пустыни используют древнюю мудрость для защиты находящегося под угрозой исчезновения билби
Рэйчел Пэлтридж , Мантуа Нангала Джеймс , Юкультджи Напангати Уорд и команда цифрового повествования The ConversationЧитателям из числа аборигенов и жителей островов Торресова пролива следует обратить внимание, что эта статья содержит имена умерших людей и может содержать изображения умерших людей.
Мантуа Нангала Джеймс начинает ожог спинифекса. Видео: Данника Шульц
Поздний зимний день на лугах спинифекса в Большой Песчаной пустыне. Старейшина племени пинтупи Мантуа Нангала держит палочку для розжига и прижимает её к пучку сухой травы.
Вспыхивает огонь.
Участок охвачен пламенем, он горит со скрежетом.
Рядом за происходящим наблюдают молодые члены семьи.
После европейской колонизации жители пустыни постепенно отказались от кочевого образа жизни, и традиционная практика выжигания сошла на нет.
Многие позже вернулись в страну и возобновили выжигание. Теперь старейшины обучают молодое поколение использованию огня для восстановления лесной пищи как для людей, так и для животных.
Наше новое исследование показывает, как активизация этих практик может помочь сохранить билби — важный, культурно значимый вид, находящийся под угрозой исчезновения.
Наша работа является результатом сотрудничества ученых и
народа пинтупи, традиционных хранителей охраняемой территории коренных народов Кивирркурра ( IPA) , которая охватывает пустыни Гибсона и Грейт-Сэнди.
На языке пинтупи мы обнаружили следующие результаты:
Янангу Кивиркурра тяна кутутья вару куджани панья кукаку ан юкири мангарри пуутжинуку юррунпа чинту нганти ярра-палуда йиррититжа тютанку.
40 йия панья вару йилкарри катунгуру нинтини Нину анта Тьялапаку яалтджи-вана Янангу тютанку янкула кука ан варукитджангкулпи ньянганьи нгурра Тьялапаку.
Люди пустыни и нину: ощутимая связь
Билби — вид, находящийся под угрозой исчезновения на национальном уровне. Он также имеет культурное значение для многих коренных народов . До сих пор используется не менее 20 названий этого вида, и его воспевают в песнях, сказаниях и танцах. Как объяснил покойный старейшина племени Кивиркурра Наньюма Напангати:Помимо духовной связи, билби и жители пустыни делились некоторыми основными продуктами питания: личинками репчатого лука и кустовым луком, а также семенами итакати, которые быстро прорастают после пожара.Мы раньше вплетали кончики белых хвостов билби в волосы, чтобы выглядеть красивее. Старики вплетали хвосты в бороды. Это наш закон, и он наделял нас особыми силами.
Соавторы нашей статьи из племени пинтупи выросли в традиционном кочевом образе жизни. Они брали с собой палки для розжига, путешествуя по стране, и ежедневно использовали их, чтобы открывать норы варанов, отпугивать кошек от растительности во время охоты и привлекать кустарниковых индеек.
Обильный дождь после пожара способствовал прорастанию семян и плодовых растений. Жители пустыни знали, когда собирать семена и плоды, и охотились на животных, которых привлекала свежая поросль.
Жители пустыни ежегодно создавали сеть новых выжженных участков, чтобы ключевые пищевые растения всегда могли прорасти, когда наступали дожди. В результате образовалась постоянно меняющаяся сеть временных садов – отличный источник пищи для людей и нину/билби .
Большинство жителей пустыни отказались от кочевого образа жизни в 1950-х годах, переселившись в миссии, на пастбища и в другие поселения. Этот исход привёл к сокращению традиционных методов разведения огня.
Это означало, что лесные пожары стали гораздо масштабнее и наносили больший ущерб, чем раньше.
В то же время из Западных пустынь исчезло множество млекопитающих среднего размера .
В 1980-х годах многие люди вернулись жить в пустынные общины. Те, кто вернулся в район Кивирркурра, возобновили охоту и выжигание леса в окрестностях своих общин.
Это продолжается и сегодня.
Большие преимущества от сжигания
Наше новое исследование изучает связь между присутствием людей, огня и нину/билби в IPA Кивирркурра.Рейнджеры Кивирркурры устанавливают камеры с датчиками движения в норах билби, чтобы отслеживать присутствие билби и хищников в местах их обитания. Видео: Kiwirrkurra IPA
Мы изучили спутниковые снимки, чтобы отследить изменения в характере, частоте и размерах пожаров после того, как народ кивирркурра вернулся в страну и возобновил традиционную практику выжигания.
Итак, что же мы обнаружили? Каждый год, начиная с 1985 года, на территории охотничьей зоны Кивирркурра площадью 1550 квадратных километров возникало более 70 пожаров. Средняя площадь пожара составляла 83 гектара. Большинство пожаров были менее 5 гектаров.
С 2002 года в охотничьей зоне Кивирркурра не случалось крупных пожаров.
Разнообразные пожары в охотничьей зоне Кивирркурра. Фото: Солти Дэвенпорт
Спутниковые снимки показывают, что в результате пожара восстановилась мозаика растительности, очень похожая на ту, что была задокументирована до контакта коренных народов с европейцами. На снимках видно множество узких следов пожара разного возраста, расположенных в непосредственной близости друг от друга.
Такая схема поведения означает, что когда билби сталкивается с лисой или кошкой и покидает место кормления (обычно это недавно выжженная территория), он может добраться до укрытия и безопасности взрослого спинифекса, не убегая слишком далеко.
Ожоговый шрам, демонстрирующий разницу между старым спинифексом и новым приростом. Фото: Kiwirrkurra IPA
В условиях режима огня Пинтупи небольшие, но стабильные популяции билби сохранились в охотничьей зоне Кивирркурра с момента начала нашего мониторинга в 1999 году.
Рейнджеры Кивирркурры устанавливают камеры с датчиками движения в норах билби, чтобы отслеживать присутствие билби и хищников в местах их обитания. Фото: Kiwirrkurra IPA
А как насчет несгоревших участков?
Мы также обследовали отдаленные районы Кивирркурра IPA, где нет людей и где традиционное сжигание не проводилось с 1980 года.В этих районах пожары случались всего два-три раза в год. Но они были гораздо масштабнее, чем управляемые пожары Кивирркурры: каждый из них уничтожал более 2500 гектаров.
Мы также проанализировали спутниковые снимки местности вокруг Ньинми, отдаленной станции в 100 километрах к западу от общины Кивирркурра.
Небольшой огонь, горящий в зарослях спинифекса. Фото: Salty Davenport
Несколько семейных групп кивирркурра жили здесь с 1990 по 2000 год, прежде чем поселение было заброшено. После их ухода лесные пожары трижды проносились по этой территории с 1999 по 2007 год. При следующем обследовании местности в 2012 году никаких следов билби обнаружено не было. Они до сих пор не вернулись.
Это говорит о том, что сохранение нину на территории Кивирркурра IPA связано с присутствием людей и их деятельностью на территории страны.
Помимо традиционных методов борьбы с пожарами, наши предыдущие исследования также показали, что жители заповедника Кивирркурра помогают находящимся под угрозой исчезновения видам, охотясь на одичавших кошек , которые на них охотятся.
«Ухаживайте за землей как следует»
Современные старейшины коренных народов выросли, используя традиционные методы разведения огня и питаясь растительной пищей, которую они пропагандировали.
Юкультджи Напангати. Фото: Бен Макнамара.
Они передают свои ценные знания нынешнему поколению местных рейнджеров, работающих над восстановлением традиционных способов разведения огня.
Кивиркурра Рейнджер Скотт Уэст с флаконом помета Билби, собранного для анализа ДНК Кивиркурра-IPA. Фото: Данника Шульц.
Покойный член семьи Ньинми Джонни Нангаги однажды рассказал, как традиционное сжигание помогает стране процветать, способствуя равновесию и хорошему здоровью как природы, так и людей:
«Мой отец ходил на охоту и выжигал костры в кустах. Это было для жителей кустов землёй, уход за ней.
Они разжигали костры в нужное время года, в нужную погоду. Потому что им нужно было правильно ухаживать за землёй [...] Чтобы земля была красивой и ровной. Просто хороший способ».