mywifeismysister
Пользователь
Если «Критика чистого разума» была про то, как мы думаем, то эта — про то, как мы живём.
Кант тут отвечает на вопрос: «Что мне делать, если я не знаю, как устроен мир?»
Основная идея:
У тебя внутри есть встроенный моральный компас. Он не от родителей, не от общества, не от Бога. Он от разума. Это и есть практический разум — разум, который руководит твоими поступками.
Главный закон этого компаса — Категорический императив. Звучит сложно, но это просто:
«Поступай так, чтобы твоё правило поступка могло стать законом для всех. И не используй людей как средство».
Проще: Не создавай для себя особых правил. Поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали ВСЕ.
Например:
· Врать плохо? А представь, если ВСЕ начнут врать. Общество просто развалится. Значит, врать нельзя. Точка.
· Воровать можно? А если ВСЕ начнут воровать? Ничего работать не будет. Значит, нельзя.
Это не «если украдёшь — сядешь» (это гипотетический императив, императив-«если»). Это «не укради — потому что это ломает саму возможность доверия между людьми». Это закон внутри тебя.
Что из этого вытекает?
1. Свобода есть. Чтобы нести ответственность и следовать моральному закону, ты ДОЛЖЕН быть свободным. Без свободы нет морали.
2. Бог и бессмертие души — это пофигистичный бонус. Кант не доказывает их существование. Он говорит: для полной справедливости (чтобы добро было всегда rewarded, а зло — наказано) нужно предположить, что есть Бог и жизнь после смерти. Это постулаты — не факты, а необходимые допущения для работы морали.
Короче:
Перестань искать оправдания. У тебя в башке есть чёткий кодекс чести. Следуй ему: не веди себя как мудак, и не разрешай такого поведения другим. А что будет после смерти — разберёмся потом.
Всё. Твои действия и есть доказательство твоей свободы и разумности.
Кант тут отвечает на вопрос: «Что мне делать, если я не знаю, как устроен мир?»
Основная идея:
У тебя внутри есть встроенный моральный компас. Он не от родителей, не от общества, не от Бога. Он от разума. Это и есть практический разум — разум, который руководит твоими поступками.
Главный закон этого компаса — Категорический императив. Звучит сложно, но это просто:
«Поступай так, чтобы твоё правило поступка могло стать законом для всех. И не используй людей как средство».
Проще: Не создавай для себя особых правил. Поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали ВСЕ.
Например:
· Врать плохо? А представь, если ВСЕ начнут врать. Общество просто развалится. Значит, врать нельзя. Точка.
· Воровать можно? А если ВСЕ начнут воровать? Ничего работать не будет. Значит, нельзя.
Это не «если украдёшь — сядешь» (это гипотетический императив, императив-«если»). Это «не укради — потому что это ломает саму возможность доверия между людьми». Это закон внутри тебя.
Что из этого вытекает?
1. Свобода есть. Чтобы нести ответственность и следовать моральному закону, ты ДОЛЖЕН быть свободным. Без свободы нет морали.
2. Бог и бессмертие души — это пофигистичный бонус. Кант не доказывает их существование. Он говорит: для полной справедливости (чтобы добро было всегда rewarded, а зло — наказано) нужно предположить, что есть Бог и жизнь после смерти. Это постулаты — не факты, а необходимые допущения для работы морали.
Короче:
Перестань искать оправдания. У тебя в башке есть чёткий кодекс чести. Следуй ему: не веди себя как мудак, и не разрешай такого поведения другим. А что будет после смерти — разберёмся потом.
Всё. Твои действия и есть доказательство твоей свободы и разумности.