Понимание того, как города обеспечивают здоровье, работу и связь своих жителей, становится всё более важным во всём мире. Это особенно важно в Европе, где около 76% его граждан Проживают в городских районах. Эта концентрация также влияет на рынки наркотиков, модели потребления и оборот наркотиков. Сейчас как никогда важно обеспечить города ресурсами и поддержкой, необходимыми для разработки политики в области борьбы с наркотиками, отвечающей потребностям и привычкам жителей.
A новый доклад по корреляции – Европейская сеть снижения вреда (C-EHRN) сквозь Европейская городская инициатива по наркополитике (ECIDP) В докладе освещаются проблемы, с которыми в настоящее время сталкиваются 15 европейских городов — от Афин до Цюриха — в области борьбы с наркотиками и снижения вреда. В ходе консультаций с местными городскими партнёрами было отмечено, что, хотя во многих странах снижение вреда не является приоритетным направлением, городские муниципалитеты продолжают реагировать на возникающие проблемы, связанные с наркотиками, применяя прагматичные, инновационные и научно обоснованные подходы, которые обеспечивают безопасность и здоровье людей.
Правовые, финансовые и наркорыночные проблемы
Наркорынки Европы стремительно меняются, и города первыми это ощутили на себе. В докладе C-EHRN выделен ряд новых тенденций и проблем, которые меняют местные потребности в снижении вреда. К ним относятся работа в условиях финансовых и правовых ограничений, фрагментарное управление и сотрудничество, ограниченный доступ к услугам для маргинализированных групп населения, меняющиеся наркорынки, а также сохраняющаяся политическая и общественная стигматизация в отношении употребления наркотиков и снижения вреда.Почти в каждом опрошенном городе отмечалось хроническое недофинансирование программ снижения вреда во всех секторах и на всех уровнях. Существующие услуги финансово неуверенный и неспособны удовлетворить растущий спрос. НПО и гражданское общество вынуждены конкурировать за всё более ограниченное краткосрочное финансирование проектов, а преемственность и долгосрочное планирование политики и инициатив в области здравоохранения, связанных с наркотиками, кажутся недостижимыми.
В Италии, национальное признание Снижение вреда как важнейшая услуга не привело к устойчивому финансированию. PragueПроекты снижения вреда сильно зависят от краткосрочного и нестабильного муниципального финансирования, что приводит к постоянной нехватке средств для основных служб, что в конечном итоге ставит под угрозу доступ к медицинской помощи и её предоставление. Даже в Нидерландах, некогда считавшихся пионерами снижения вреда, национальные бюджеты на борьбу с наркотиками были урезаны, и городам пришлось покрывать этот дефицит финансирования. Аналогичная ситуация наблюдается во многих европейских странах. Ограниченное финансирование затрудняется нерегулярным сотрудничеством между муниципалитетами и регионами, как правило, из-за общего отсутствия консенсуса в подходах к решению проблем, связанных с наркотиками.
Правовые и административные барьеры еще больше усугубляют ситуацию. Во многих странах и городах комнаты для употребления наркотиков (DCR) и службы проверки наркотиков по-прежнему находятся в «серой зоне» закона; даже когда они внедрены или допускаются, они работают без четкой правовой защиты. В Глазго новый DCR (Чертополох) потребовалось почти десятилетие переговоров перед открытием, и до сих пор действует лишь в рамках временного соглашения. В Греции административная централизация замедлила принятие решений на муниципальном уровне и реакцию на ситуацию на местах. В то же время в Словакии ограничительное законодательство, такое как новое правило об «иностранных агентах», введённое в 2024 году, ограничило деятельность НПО и препятствовало инновациям в сфере борьбы с наркотиками.
Изменение рынка наркотиков
По всей Европе наблюдается значительный рост потребления кокаина и крэка, в то время как новые психоактивные вещества (НПВ), особенно синтетические каннабиноиды, катиноны и синтетические опиоиды, всё чаще встречаются в уличной торговле, как в виде отдельных продуктов, так и в составе других наркотиков. Города и страны, как правило, не готовы к этим изменениям и не обладают политической властью, чтобы быстро адаптировать свои службы наркоторговли к этим изменениям на рынке.После пандемии COVID-19 в европейских городах зафиксирован резкий рост употребления наркотиков среди молодёжи, экспериментирующей с НПВ, приобретающей наркотики в интернете и использующей новые способы употребления, включая инъекционное. Полинаркомания – это чаще, что подчеркивает как трудности, так и необходимость разработки адаптированных планов лечения и мер реагирования в области здравоохранения, которых катастрофически не хватает.
Одним из препятствий, с которым продолжает сталкиваться программа снижения вреда, и которое становится всё более серьёзным, является стигматизация. Политики и СМИ продолжают представлять проблемное употребление наркотиков как моральное падение и преступление, а не как проблему общественного здравоохранения. В условиях правых политических тенденций в Европе, общественное употребление наркотиков и программы снижения вреда используются политиками в качестве орудия для агитации за усиление мер безопасности и правопорядка. Это не только вредит людям, употребляющим наркотики, но и продолжает подрывать общественное здравоохранение и доверие к учреждениям и службам.
Города продолжают внедрять инновации на местах
Несмотря на трудности, некоторые европейские города продолжают проводить прагматичную, гуманную и инновационную политику. Цюрих и Вена продолжают служить примером «четырехстолпная модель», которые всё чаще внедряются в европейских городах, в рамках профилактики, лечения, снижения вреда и обеспечения соблюдения закона. Эти города демонстрируют, как снижение вреда может быть интегрировано в системы общественного здравоохранения, способствуя сотрудничеству между различными секторами, но при этом оставаясь одним из ключевых направлений борьбы с наркотиками, независимо от меняющейся политической обстановки.Глазго также стал лидером в Великобритании и Европе, поставив личный опыт в основу своей политики в отношении наркотиков. Программа WAND (Уход за ранами, оценка инъекций, налоксон и тестирование сухой капли крови) – первый пример стимулирующего подхода к снижению вреда. Программа использует ваучер на 20 фунтов стерлингов для повторного вовлечения людей, употребляющих инъекционные наркотики, укрепления доверия и поощрения конструктивных бесед, особенно с теми, кто ранее имел негативный опыт и ассоциации с государственными услугами. Вовлекая пользователей услуг в процесс разработки услуг, Глазго активно борется со стигмой и обеспечивает соответствие программ реальным потребностям.
В дополнение к этой работе полиция Шотландии внедрила собственную стратегия снижения вредавместе с подход с учетом травм признаёт влияние травмы на человека. Такой подход гарантирует сострадательное отношение к людям, защиту от дальнейшего вреда и поддержку в их восстановлении благодаря более эффективному взаимодействию с правоохранительными органами и другими подразделениями системы уголовного правосудия.
Города не могут существовать в одиночку
В отчете содержится четкий посыл: хотя города находятся на переднем крае передовая борьба с городским потреблением наркотиков и новыми тенденциями, они не смогут решить эти проблемы самостоятельно. Национальные правительства и европейские институты должны поддерживать муниципалитеты и поддерживать мероприятия по снижению вреда.Чтобы гарантировать, что местные инновации преобразуются в устойчивый общесистемный прогресс, в отчете излагаются рекомендации для городов, национальных правительств и учреждений на уровне ЕС по выполнению этого обязательства:
Для городов:
- Укрепить муниципальное руководство посредством скоординированных, управляемых городом структур, внедряющих четырехстороннюю модель;
- Систематически интегрировать жизненный опыт людей, употребляющих наркотики, в разработку и оценку услуг;
- Расширить доступ и часы работы учреждений с низким порогом, таких как пункты приема пациентов, мобильные пункты оказания помощи и центры приема без предварительной записи;
- Нормализовать проверку на наркотики в пунктах принудительного содержания и ночных клубах;
- Инвестируйте в устойчивость и поддержку рабочей силы;
- Отдать приоритет подходам к обеспечению жильем, связанным со снижением вреда, для решения проблемы бездомности и открытых площадок для употребления наркотиков;
- Обеспечить устойчивое, долгосрочное финансирование снижения вреда путем его интеграции в муниципальные и национальные бюджеты, а также создать системы для постоянного мониторинга новых тенденций в области наркотиков посредством партнерств с гражданским обществом;
- Улучшить коммуникацию в обществе для борьбы со стигмой и сопротивлением инициативе «Не на моем заднем дворе» (NIMBY).
Для национальных правительств:
- Устранение нормативных барьеров для основных услуг по снижению вреда, таких как DCR, проверка наркотиков и распространение налоксона;
- Перевести национальное признание снижения вреда в обязательные местные обязательства, гарантирующие равный доступ во всех регионах;
- Обеспечить устойчивое многолетнее финансирование за счет увеличения национального и муниципальных бюджетов;
- Интегрировать меры по снижению вреда в системы здравоохранения и усилить лечение наркозависимости;
- Создать межсекторальные консультационные платформы, связывающие секторы здравоохранения, правосудия, социальной защиты и полиции;
- Способствовать структурной поддержке уязвимых слоев населения путем расширения доступа к жилью, здравоохранению, приютам и мерам по снижению вреда для мигрантов, женщин, молодежи, представителей сообщества ЛГБТКИА+ и т. д.
Для институтов ЕС:
- Разработать четкие общеевропейские рекомендации и минимальные стандарты снижения вреда, включая доступ к DCR, проверку наркотиков, налоксону и заместительную терапию;
- Усилить оперативное реагирование на возникающие тенденции в области наркотиков путем совершенствования Системы раннего оповещения ЕС и инвестирования в быстрое тестирование на местах НПВ и синтетических опиоидов;
- Обеспечить устойчивость финансирования за счет долгосрочного финансирования ЕС снижения вреда, городских сетей, НПО и гражданского общества;
- Содействовать обмену знаниями между городами для масштабирования проверенных моделей, таких как четырехкомпонентный подход;
- Осуществлять мониторинг внедрения стандартов на национальном уровне для обеспечения равноправного доступа и подотчетности во всех государствах-членах;
- Запустить общеевропейскую кампанию по повышению осведомленности общественности, чтобы переосмыслить снижение вреда как меру по охране здоровья и правам человека для борьбы со стигмой и получения поддержки.
- «В эпоху, когда правые и популистские правительства набирают силу, эффективная разработка политики кажется недостижимой. Города обладают потенциалом для стимулирования инноваций и должны получить больше возможностей для инициирования необходимых изменений на местном уровне», — заявила Катрин Шиффер, директор по взаимодействию, в интервью Talking Drugs.