Высоким авторитетом среди ученых стран Востока и Европы пользовался таджикскийученый-энциклопедист, филосов и врач Абу Али ал-Хусейн ибн Абдаллах ибн-Хасан ибн АлиИбн-сина (980- 1037гг), широко известный под именем Авиценна.Авиценна родился в 980 году в селении Афшана близ Бухары. В Бухаре он поступил вначальную духовную школу, где изучал Коран и такие дисциплины как грамматика,стилистика, поэтика. Большую роль в медицинской и общенаучной подготовке Ибн Синысыграло то, что в молодости он имел возможность широко пользоваться богатейшейбухарской библиотекой.Ибн Сина вырос и сложился как ученый в обстановке экономического и культурногорасцвета Таджикского государства саманидов, бывшего в то время передовым культурнымцентром Востока. Когда, в силу политических событий, центр этот на рубеже XI векапереместился в соседний Хорезм, Ибн Сина оказался членом образованного здесьобъединения ученых, так называемой академии шаха Мамуна. Период пребывания Авиценныв этой «академии» совместно с виднейшим ученым Ал-Бируни, выдающимся врачом АбулХасан-Хаммаром, является временем рассвета его творческой и научной деятельности. Новыеполитические события заставили в 1017г. Ибн Сину бежать из Хорезма. Дальнейшая егожизнь протекала в скитаниях, затем в в научной и практической врачебной работе в Иране – ВХамадане и в Исфагани. Здесь же он основал больницы. Некоторое время он занимался игосударственной деятельностью.В мировоззрении Авиценны немало непоследовательности. С одной стороны, он отдавалпредпочтение наблюдению и опыту, высказывал материалистические положения о25несотворенности мира, о закономерности явлений природы. С другой, отдавал известнуюдань, занимался толкованием сновидений. Точно так же в медицине он, наряду срациональными новаторскими предложениями и общими передовыми для своего временивоззрениями, допускал в некоторых случаях применение с лечебной целью нерациональныхсредств.Свободомыслие Авиценны, его вольнодумные философские выступления, направленныепротив официального ислама, привели к преследованиям, особенно в последние годы егожизни, в Иране, где к этому времени усилилась мусульманская реакция. Представителиправоверного ислама считали Ибн Сину еретиком и безбожником.Авиценна оставил многочисленные труды по самым разнообразным отраслям знаний: пофилософии, математике, физике, астрономии, химии и др. Но самыми значительными былиего работы в области медицины и лекарствоведения, прежде всего, получивший мировуюизвестность «Канон медицины» или «Канон врачебной науки». Этот труд в течение многихвеков служил обязательным руководством при изучении медицины не только в странахВостока – в арабском варианте, но и в латинском переводе во всех западно-европейскихуниверситетах. Об этом свидетельствуют последующие переводы его «Канона». По мнениюсоветских историков медицины, самый тщательный перевод «Канона» на латинский языкпринадлежит Племпию, он был издан во Львове в 1658 г.В ряде позднейших работ отечественных востоковедов отмечаются многочисленныепереписанные варианты «Канона» в Иране, Пакистане, Афганистане, Аравии, Италии, Индиии в Средней Азии на арабском, персидском и тюрском языках, начиная с XIII до начала XXв.Таким образом, почти 600 лет «Канон врачебной науки» оставался основным трудом помедицине на Востоке и Западе.«Канон врачебной науки» был написан в 1019-1020 гг. В него фактически вошел весьматериал, который Ибн Сина собирал и систематизировал в течение 20 лет. «Канонмедицины» состоит из пяти книг и охватывает вопросы анатомии, физиологии, патологии,терапии, хирургии, гигиены, диетики.Ибн Сина с целью облегчения труда фармацевтов и врачей разделил сведения о простых исложных лекарствах на две группы и описал их в двух отдельных книгах: во вторую книгу«Канона» он включил вопросы, относящиеся в основном к общей фармакологии, и сведения опростых лекарствах, а в пятую – все сложные лекарства и способы их приготовления, а такжевиды комбинированного действия лекарств.Во второй книге «Канона» автор дает весьма подробную фармакогностическую ифармакотерапевтическую характеристику 811 лекарственным средствам растительного,животного и минерального происхождения. Чтобы не повторять общих свойств препаратов,Ибн Сина вначале подробно освещает вопросы общей фармакологии, трактует более 60разновидностей фармакологического эффекта для простых веществ, а также говорит окомбинированном действии различных препаратов. Он описывает местное, общее, прямое,специфическое, косвенное, отвлекающее, антагонистическое, потенцирующее, кумулятивное,побочное действие лекарств.Ибн Сина обобщил опыт римских, индийских, греческих и других врачей древности,попытался систематизировать собранные материалы и связать их со своими клиническиминаблюдениями.Больше половины лекарственных средств, применявшихся Авиценной, былилекарственные растения, всего описано 393 вида. В большинстве своем это растения изсемейств лютиковых, крестоцветных, бобовых, розоцветных, зонтичных, пальмовых и др.Авиценне принадлежит заслуга введения в медицинскую практику александрийского листа,камфары, ревеня.Интересно то, как великий ученый определяет само понятие «лекарственные травы». Поего словам, к «целебным растениям принадлежат листья, семена, корни, стебли, цветки,плоды, смолы и цельные растения, как они есть». Авиценна первым обратил внимание назависимость накопления действующих начал в органах растения от времени года, то есть отсостояния зрелости, от чего в прямой зависимости находится определение периода сбора изаготовки растительного лекарственного сырья.26Из лекарств животного происхождения Ибн Сина называет моллюсков, рептилий, птиц, вбольшом количестве различные органы млекопитающих, а также продукты выделений иотделений животных (рога, вымя, бобровая струя, мускус, печень, желудки животных, молоко,мед, слоновая кость, яйца, воск). Многие из них тем временем утратили свое значение, нотакие, как воск, ланолин, кровь, желчь были и остаются незаменимыми и сегодня.Известный греческим, индийским и другим врачам лекарственный арсенал Ибн Синадополняет новыми видами, в частности, ртутью, которая, согласно археологическим данным,добывалась в X веке в окрестностях Бухары. Ртуть применялась для лечения сифилиса путемвдыхания паров и втираний. При этом им описаны явления ртутного стоматита. Соединенияметаллов употреблялись им как внутренние и как наружные средства. Медный купоросиспользовали в качестве вяжущего и ранозаживляющего средства, обладающегоантисептическими свойствами, а также при заболеваниях глаз и как средство, возбуждающеервоту.Авиценне принадлежит открытие «очищенной воды», которая сегодня известна какдистиллированная.Следует отметить, что в современную номенклатуру входят более 150 лекарственныхсредств, включенных в «Канон». Большинство из них включены в состав фармакопеи СССР.К числу так называемых «канонофармакопейных» средств относятся 45 растений: анис,белена, дурман, алоэ, алтей, мак снотворный, тмин, мята, ревень, солодка и др. Из составаперечисленных растений современная фармация получает десятки простых, галеновых,новогаленовых препаратов, а также индивидуальные вещества – алкалоиды, гликозиды,кумарины, эфирные масла др.Высказывания Авиценны об использовании мяса ядовитых змей и насекомых служилопервоначальной информацией для получения ряда органопрепаратов из змеиного яда.Еще в глубокой древности врачи при лечении отдельных болезней стремились избегатьосложнений, возникающих вследствие приема определенных лекарств. Это достигалось путемодновременного сочетания двух или более рационально подобранных простых лекарств. Нооказалось, что не во всех случаях такой подход завершался благополучно. Этомупрепятствовали физико-химические и фармакологические свойства простых препаратов, атакже ряд других причин, непосредственно связанных с физиологическими особенностямисамого организма. Поэтому врачи искали другой выход: необходимо было приготовитьсложное лекарство, содержащее более двух веществ. Так появились сложные порошки,пилюли, лепешки (прототипы современных таблеток) и другие лекарственные формы.Пятая книга «Канона» целиком посвящена сложным лекарствам и способам ихприготовления. О необходимости назначения сложных лекарств Ибн Сина писал: «Иногда длякаждого заболевания, особенно для сложного, мы не находим какого-либо простого лекарства,которое противоборствовало бы ему, но если бы даже мы нашли таковое, то не отдали бы емупредпочтение»Пятая книга «Канона» представлена магистральными (авторскими) лекарственнымисредствами, рецепты которых были составлены знаменитыми медиками – представителямигреко-римской, древнеиндийской, тибетской медицины и названы их именами ( Гиппократа,Аристотеля, Галена, Филоксена и др).Анализ магистральных рецептов ясно свидетельствует о том, насколько глубоко ивсесторонне Ибн Сина знал наследие предшественников и уровень медицины своей эпохи.Пропись сложных лекарств расположена не в алфавитном порядке, а начиная с описаниянаиболее сложных лекарств, состоящих более чем из 70 компонентов. Затем идетпоследовательное описание более простых рецептов и способов их приготовления.Первая глава пятой книги называется «О сложных лекарствах, включенных вфармакопею». Она является наиболее обширной и состоит из 12 самостоятельных статей,характеризующих все применявшиеся до X века сложные лекарства ( большие тарьяки илепешки для тарьяков, большие и малые кашки, порошки, лекарство для лизания, сиропы исгущенные соки, пилюли, масла, пластыри и др.) В общей сложности здесь описаны составы испособы приготовления 508 сложных лекарств.Глава вторая «Испытанные лекарства для каждого отдельного заболевания» состоит из 8статей. В целом она представлена в виде справочника «Симптомы и их лечение» и содержит27рецепты лекарств, назначаемых при болезнях: головы – 17 прописей, глаз – 59, уха – 13,нижних полостей (тела, органов брюшной полости)- 51 и т.д. Всего в данной главе описано186 прописей.В некоторых рукописях «Канона» имеется статья о таких винных напитках, как медовоевино, а также вино с девясилом, вино с петрушкой и тому подобное, всего описано 16разновидностей вин. Там же приведены сведения о лечебных сиропах (гранатовый, медоваявода, сироп из цветков дикого винограда, сироп из розы).Таким образом, пятая книга или фармакопея «Канона» содержит в себе сведения о 716рецептах сложных лекарств, в том числе лечебных вин и сиропов.Ученый весьма серьезно относился к применению сложных лекарств. Так, если во второмтоме «Канона» при описании простых лекарств Авиценна только в отдельных случаяхостанавливался на способах применения и точной дозе лекарств, то при описании сложныхлекарственных средств в пятой книге он это делал почти всегда.Естественно, фармакопея «Канона» по своей структуре и содержанию резко отличается отсовременной. Так, Ибн Сина при описании отд ельных лекарственных форм прежде всегоостанавливался на их лечебном значении и применении. Затем описывается общая схемаданного состава с указанием основных компонентов.В эпоху Ибн Сины при приготовлении лепешечек в качестве клеющих средств широкоприменялись различные виды камеди и крахмал. Часто использовали с соки различных ягод ифруктов, к которым добавлялись медь, розовая вода или розовое варенье, обладающиепротивомикробным и консервирующим действием. Сиропы, сгущенные соки и вареньеприменялись также как самостоятельные лекарства, лечебное действие которых связано ссодержанием в них ряда водо- и жирорастворимых витаминов и органических веществ. Ещечаще они применялись в качестве корригирующих средств.Как видно из «Канона», в древности применялись как внутрь, так и наружно различныерастительные масла, получаемые либо из семян (укропное, тыквенное, кунжутное), либо излепестков цветов (розы, ромашки). Современной наукой установлено, что многие изописанных Авиценной растительных масел относятся к эфирным маслам, среди которых внастоящее время очень широко применяется розовое масло.Ибн Сина изучил факторы, влияющие на биодоступность лекарств у человека. На стадиипоиска новых лекарств, их идентификации или определения качества Ибн Сина на основеизучения «натуры» (физико-химических свойств) с помощью органолептических и другихметодов анализа прогнозировал первоначальную биоактивность, силу и ее характер, а такжеобласть применения.Более 1000лет назад Ибн Сина делал попытки определить для каждого лекарственногосредства форму, в которой бы проявлялся максимальный эффект действующего вещества. В«Каноне» он даже приводит сравнительный анализ терапевтической эффективности лекарств взависимости от лекарственной формы.В лекарственной форме Авиценна различал главную часть – лекарственные вещества, ивспомогательную – основу лекарства, состоящую из вспомогательных веществ. Эти веществау него, в основном, природного и, как исключение, синтетического происхождения, которыепо своей классификации сохранили свое значение до наших дней:- разбавители (армянская глина, крахмал, мука, сахар)- связывающие (склеивающие) вещества- увлажняющие, смазывающие и смягчающие вещества- вещества, «увеличивающие вязкость»- консерванты (стабилизаторы)- корригенты- основы для мазей, пилюль, суппозиториев- «проводящие» вещества- пролонгаторы- вещества, потенцирующие (усиливающие) действие лекарственных средств- вещества для покрытия28Ряду вспомогательных веществ, в частности, меду приписывались универсальныесвойства: он составлял часть почти каждого лекарства, выполнял фармацевтическую(стабилизатор) и терапевтическую функции.При рассмотрении вопроса об изменении действия лекарств при растирании и измельченииИбн Сина вплотную подходил к современному учению о дисперсности лекарственных средстви повышении их всасывающей способности в связи с увеличением поверхности. У Ибн Синысуществовали и тесты измельчения лекарственного сырья: «грубое», «как пыль» или «подобиепыли».«Мера» или степень растирания лекарственных средств определялась через систему сит,что сохранило свое значение и в наше время.Ибн Сина изучил влияние таких технологических процессов на «силу» (терапевтическуюактивность) лекарств, как варка, обжигание, охлаждение, промывание, ратирание и смешение.Он интересовался химией и много работал в этой области. Ему знакомы были химическиепревращения в виде брожения, свертывания, растворения, возгонки.Впервые у Авиценны мы сталкиваемся с понятием «корригирования» лекарств:корригирующие средства (слизи, сироп, мед, сахар, варенье) использовались для устранениянеприятного цвета, запаха или вкуса препаратов. Такой подход широко применяется и всовременной фармацииБольшое внимание он уделял определению точности времени хранения лекарств .Справедливо считал , что длительное хранение снижает эффективность лечебного средства.Причем Ибн Сина отмечал , что « в жарком климате лекарства сохраняют свои свойстваменьший срок, чем в холодном».Автору « Канона « принадлежит большая заслуга в изучении и применении в медицинскойпрактике лекарственных веществ, которые снимали или уменьшали боль. Это были первыешаги анестезиологии. Ему были известны наркотические и болеутоляющие свойства лекарств.К обезболивающим средствам он причисляет белладонну, корицу, мандрагору, опиум, холод,снег.Хотя медицина того времени была еще далека от асептики и антисептики, выдающиесяврачи уже тогда искали средства, которые способствовали бы заживлению ран. Не имеяпонятия о мире микробов, Авиценна при лечении ран использовал вино, считая его достаточноэффективным дезинфицирующим средством. Иба Сина требовал производить предварительную проверку действия лекарств набольных животных и только после этого давать больному человек.В четвертой книге канона уделяется много внимания ядам и противоядиям. Отдельнорассматриваются яды растительные, животные, а также лечение ими. Познания ученого о ядахи вызываемых ими отравлениях были столь обширны, что до конца ХVII века он считалсяодним из ведущих авторитетов в области токсикологии. В «Каноне» описаны более 90разновидностей ядов растительного, животного и минерального происхождений. Авторописывает случаи отравления людей черными зернами в колосьях (рожки), соками, листьями иплодами ядовитых растений: аконита, болиголовы, волчьего лыка, лютика, живокости, омелы,морского лука, опийного мака, черного паслена, дурными грибами и др. В этих описанияхпредставлены признаки отравления, средства и способы оказания помощи при нем.Абу Али Ибн Сина учит, как распознавать яды; «Иногда о них судят по страданиям,которые возникают из-за них в теле. Если появляется нечто похожее на пощипывание,терзание, рези, разъедание, то врач узнает, что яд принадлежит к разряду горячих, острыхлекарств, вроде мышьяка. Если же возникает спячка, онемение и похолодание – значит, ядпринадлежит опию. Иногда о ядах судят по запаху – либо по запаху всего тела, когда,например запах опия распространяется от того, кто его пьет, либо по запаху изо рта». ИбнСина рекомендует также тщательно исследовать рвотные массы пострадавшего: «Когдаотравленного вырвет, то на глаз можно быстро определить то вещество, которым его напоили,или это узнается по запаху и вкусу».Дав общую характеристику ядам, Ибн Сина приводит правила лечения отравленных:«Этого не следует откладывать и с лечением, наоборот, спешат, едва лишь больнойпочувствует действие яда раньше, чем его сила распространится в теле». Когда дают пить29лекарство от яда, то хотят либо ослабить его остроту и изменить его вещество…, либо желаютудалить его вещество…, либо стремятся противопоставить лекарство его качеству…».Современная токсикология рекомендует начинать лечение острых отравленийвыведением из организма еще не всосавшегося яда, унаследовав этот принцип у великогоученого. «Отравленного поят теплой водой… и вызывают рвоту, усердствуя в этом насколькоможно. Когда больной извергнет как можно больше, пусть выпьет много молока – оноослабляет вредность яда, и не беда, если больного от него опять вырвет. А после рвотыследует сделать клизму».После описания принципов лечения острых отравлений, Абу али Ибн Сина переходит кклинике и терапии при отравлениях, что показывает очень выразительно и наглядно:1. «У того, кто выпьет окиси свинца, опухает тело, тяжелеет язык и запирается моча и кал. Иногда кал не запирается, а, наоборот, выход егочрезмерен, и больной ощущает тяжесть в желудке и в кишках так, что прямаякишка у него выходит. Цвет лица у больного становитсясвинцовым, дыхание спирает, и он нередко задыхается.У него возникают явления илеуса, и цвет тела приобретает цвет свинца».2. А «у того, кто выпил опия, наступает онемение и похолодание конечностей и возникает зуд; от отравившегося разносится запах опия. Убольного начинаются головокружение и икота и темнеет в глазах, появляется стеснение вгорле и в дыхании, дыхание становится малым, желтеют и темнеют конечности, желтеет лицонаступает спячка, костенеет язык и вваливаются глаза, а затем появляется холодный пот инаступает смерть. К числу причин убийственности опия принадлежит то, что он сгущает кровьи вызывает спазм органов дыхания»Как важны его точные обобщения о действии яда для современной терапии!Таким образом, Ибн Сина представляется нам знаменитым среднеазиатским ученым,труды которого в течении нескольких веков служили теоретической и практической основоймедицинской науки, а его «Канон врачебной науки» многократно переиздавался и вплоть доХУ11 века оставался непревзойденным медицинским руководством в Университетах Европыи странах Востока.