Экономическое/социальное неблагополучие.Дети из социально неблагополучных семей, для которых характерны социальнаяизолированность, неудовлетворительные жилищные условия, родители которых имеют малопрестижный род занятий или являются безработными, имеют большие шансы быть постояннымучастником правонарушений и часто злоупотреблять алкоголем и наркотиками. Экономически(социально) неблагополучные условия могут быть определены социальным работником,социальным педагогом и отмечены в карте наблюдений как один из возможных факторов риска.Задача профилактики – способствовать социальной адаптации семей с низким уровнемсоциального благополучия посредством реализации возможных правовых или экономических мер(выделение мат. помощи, содействие в устройстве родителей и трудоспособных детей на работу,определение детей в санатории, детские лагеря, социальные гостиницы и т.д.)С другой стороны, примерно также высок шанс наркотизации у детей из внешне благополучных,состоятельных семей: озабоченность родителей своим социальным положением, напряженность,тревожность, конфликты, часто возникающие в отношениях между бизнесменами и их супругами идетьми, создают неблагоприятную обстановку в семье, что не может не отразиться напсихологическом благополучии подростка. К сожалению, многие состоятельные люди (особенно,Онлайн библиотека
http://koob.ru21отцы) по тем или иным причинам не всегда признают наличие неблагополучной атмосферы всемье, поэтому вовремя не обращаются к психологу. Со стороны психологов контроль практическиневозможен, поскольку без запроса (обращения) специалисты не могут вмешиваться в семейнуюситуацию и, следовательно, противостоять высоко вероятной наркотизации подростка. В данномслучае важным является сотрудничество психологов со школами, лицеями, колледжами идругими, в том числе и негосударственными, образовательными учреждениями, в которыхспециалисты (педагоги, психологи) имеют больше возможностей общения с детьми и их семьями,а значит, больше возможностей профилактической работы.Неблагоприятное окружение и общественная необустроенность.Районы, отличающиеся высоким уровнем преступности, с часто меняющимися жильцами, неспособствуют возникновению чувства единения и общности среди людей, населяющих их, котороесуществует в более благополучных районах с меньшей плотностью заселения и низким уровнемпреступности. Скверное соседство и общественная необустроенность дают основанияпредполагать распространенность злоупотребления алкоголем среди местной молодежи.Задачей в данном случае является сотрудничество с правоохранительными органами в целяхужесточения контроля над распространением наркотических веществ в данном районе, а такжесоздание досуговых центров, подростковых клубов, отделов внешкольной работы,структурирующих свободное время детей и подростков, проживающих в этом районе.Частые перемены места жительства.Частые перемены места жительства оказывают отрицательное влияние на психологическоесостояние подростка, поскольку сталкивают его с необходимостью построения отношений сновыми друзьями, соседями, одноклассниками, что часто влияет на появление трудностей ипроблем. Чем чаще семья переезжает, тем выше опасность возникновения проблем, связанных супотреблением наркотиков. Однако, если семья умеет органично вливаться в жизнь общества нановом месте а соседи ей рады, данный риск понижается.Задача состоит в данном случае в помощи семьям, и особенно, подросткам, в адаптации нановом месте: предоставление необходимой информации о школах, медицинских учреждениях вданном районе, городе, а также тесное сотрудничество с классными руководителями, в чей класспоступили новые дети.Противоречия и несогласованность в законодательстве.Положение дел с употреблением алкоголя и наркотиков напрямую связано с существующимизаконами и правилами, действующими в отношении алкоголя и наркотиков, содержащимися вфедеративном и местном законодательстве. Кроме того, сейчас сложилось явно негативноеотношение к законам и законодательной власти, поэтому существует опасность игнорированиязаконов как выражение протеста существующей политической и экономической ситуации в нашейстране. Также является важным, что часто меняющееся законодательство не всегда становитсяизвестно обывателю, и незнание может толкать его на преступление.Задачей здесь становится просвещение детей и родителей по вопросам законодательства вотношении наркомании и лиц, распространяющих и употребляющих наркотики.Доступность алкоголя и наркотиков.Доступность алкоголя и наркотиков объективно связана с вероятностью злоупотребления ими.В школах, где наркотики более доступны, существуют более высокие показатели употреблениянаркотиков. Кроме того, на вероятность употребления наркотиков оказывает влияние соседство сошколой ночных клубов, ресторанов, кафе, продуктовых магазинов, рынков, парков и других мест спониженным контролем над распространением наркотиков и алкоголя. Действительно, несмотряна существующий запрет на продажу алкоголя детям до 18 лет, многие продавцы в целяхувеличения прибыли продолжают снабжать подростков алкоголем и не несут за это никакойответственности.Также, как и в случае неблагоприятного окружения и социальной необустроенности,необходимым является сотрудничество центров и администраций учебных заведений справоохранительными органами, а также с органами государственного муниципальногоуправления.Семейная предрасположенность.Онлайн библиотека
http://koob.ru22дети, рожденные или воспитанные в семьях с алкогольными традициями, подверженыбольшему риску пристраститься к алкоголю и другим наркотикам. В этом свою роль, по–видимому,играют как генетические факторы, так и влияние непосредственного окружения. Например,мальчики, родившиеся в семье алкоголика, даже воспитываясь в семье, усыновившей их,подвергаются в –4 раза большему риску стать алкоголиками, чем мальчики, родившиеся внормальных семьях. Употребление алкоголя и наркотиков родителями и позитивное отношение калкоголю; в семьях, где родители для того, чтобы расслабиться, употребляют запрещенныенаркотики или много пьют (не обязательно становясь алкоголиками) имеется большаявероятность, что дети начнут употреблять алкогольные напитки в подростковом возрасте. Еслиродители к тому же приобщают своих детей к употреблению наркотиков, включая, конечно, иалкоголь, риск возрастает. Чем больше членов семьи употребляют алкоголь и наркотики, темвыше риск.Очевидно, что в таких семьях вероятно раннее приобщение к спиртному. Оно влечет высокуювероятность того, что дети начнут испытывать алкогольную или другую зависимость или у нихвозникнут проблемы со злоупотреблением алкогольными напитками в юношеском или зреломвозрасте. Молодые люди, начинающие пить в возрасте до 15 лет, подвергают себя в два разабольшему риску, чем те, кто не спешит пробовать спиртное, пока им не будет за девятнадцать.Задачей профилактики в данном случае является своевременное распознавание таких семей инеобходимая социальная, психологическая работа с ними, а в некоторых случаях – частичная илиполная изоляция детей от родителей, способствующих употреблению детьми наркотических иалкогольных веществ.Неумелость и непоследовательность в воспитании.В семьях, в которых родители не устанавливают четких норм поведения, в которых детиостаются предоставленными самим себе и где дисциплинарная практика чрезмерно сурова инепоследовательна, подростки подвергаются большему риску совершения правонарушений ичастого употребления алкоголя и наркотиков. Здоровые, эмоционально насыщенные, отношения всемье чаще всего являются фактором, предотвращающим тягу ребенка к алкоголю и наркотикам.В данном случае задача центров социально – психологической помощи состоит впедагогической и психологической коррекции отношений в семье и обучении родителей и детейспособам эффективного межличностного взаимодействия.Склонность к антисоциальному поведению и гиперактивности.Этот фактор риска главным образом связан с мальчиками от пяти до семи лет. Мальчикимладших классов начальной школы, необщительность и изоляция среди одноклассников которыхобъясняется их агрессивностью (например, мальчики, которые не умеют хорошо ладить с другимидетьми во время игр), в одинаковой мере подвержены риску правонарушений и злоупотреблениянаркотиками в подростковом возрасте. Если агрессивное поведение сопровождаетсягиперактивностью в раннем детстве, также существует большая вероятность того, что у юношибудут проблемы со злоупотреблением алкоголем и наркотиками.Задачей специалистов является коррекционная психологическая и педагогическаядеятельность, направленная не только на ребенка, но и на его ближайшее окружение (семью,класс).Неуспеваемость, отсутствие желания продолжать обучение в школе.Начиная с четвертого, пятого и шестого классов неудачи в учебе усиливают рискзлоупотребления алкоголем, наркотиками и вероятность правонарушений. У учащихся младшихклассов начальной школы способность к социальной адаптации является более важнымфактором, позволяющим прогнозировать вероятность пристрастия к алкоголю и наркотикам, атакже склонность к правонарушениям, чем академическая успеваемость.С распространенностью случаев употребления наркотиков связаны показатели,свидетельствующие о том, насколько сильно учащиеся привязаны к школе, время, затрачиваемоена выполнение домашних заданий и значение, которое имеет для них обучение в школе.Подростки, которым школа ненавистна и которые не стремятся продолжать обучение в ней изатем поступать в вузы, имеют больше шансов пристраститься к алкоголю и наркотикам вподростковом возрасте.Задачей специалистов является сотрудничество со школами, в частности, класснымируководителями таких подростков, а также помощь подросткам в профессиональномОнлайн библиотека
http://koob.ru23самоопределении и профориентации, определение их в различные образовательные учреждения,повышении мотивации на учебу и дальнейшее образование.Протест и риск в подростковом возрасте.Подростковый возраст известен как возраст увеличения протеста против существующих вобществе взрослых людей моральных норм и принципов. Поскольку в обществе взрослыхсуществует однозначно негативное отношение к наркотикам и наркоманам, подростки одной изформ протеста выбирают употреблением наркотиков.Кроме того, переоценка ценностей в подростковом возрасте связана с увеличениемпотребностей в переживании риска как формы эмоционально насыщенного переживания.Зачастую риск реализуется в употреблении наркотиков и правонарушениях.Задачей психологов и педагогов является помощь подросткам в удовлетворении потребностейв риске другими способами (например, риск самораскрытия проявляется в личностноориентированных и социально – психологических тренингах, физический риск – в занятияхспортом), а также в общем эмоциональном развитии ребенка.Общение с пьющими и употребляющими наркотики сверстниками.Общение со сверстниками, употребляющими наркотики, является одним из наиболее надежныхиндикаторов, указывающих на возможность употребления наркотиков подростками, независимо оттого, имеют место или нет другие факторы риска. Если друзья выпивают, это является сильнымаргументом в пользу того, что подросток, возможно, будет злоупотреблять алкоголем.Очевидно, что запретить подростку общаться с такими друзьями – задача не из легких, однакородители должны приложить все усилия, чтобы создать для ребенка необходимые факторызащиты от возможной наркотизации. В том числе, родители могут обращаться к психологам ипедагогам центров социально – психологической помощи.Положительное отношение к алкоголю и наркотикам.Когда дети считают, что от курения марихуаны нет вреда, когда алкоголь ассоциируется у них с«хорошо проведенным временем», существует очень большая вероятность того, что они будутвыпивать и употреблять наркотики. По большей части то, как подростки объясняют своеповедение (употребление наркотиков, алкоголя), связано с существующими мифами типа «Влюбой момент я могу бросить», «От бутылки пива не становятся алкоголиками» и т.д.Мифы о наркотиках и наркоманах, существующие в сознании подростков, разрушить оченьсложно и порой просто невозможно. В этом случае эффективной может стать лишь работапсихолога, групповая работа, направленная на обсуждение с подростками этих мифов и выработкуу них собственного сознательного, а не мифологического, отношения к наркотикам и наркоманам.Реклама.К сожалению, легальные и нелегальные наркотики рекламируются чрезвычайно широко. Речьидет как о явной, так и о скрытой рекламе.Алкогольные и табачные изделия рекламируются открыто. Сопровождающая их информация,например, «Полная свобода...», «Всегда первый...», «Свежий взгляд на вещи...» и т. п. прочносвязывает в сознании подростка табак и алкоголь с ценностями жизни: свобода, достижения,престиж, дружба. Наличие этих связей, обнаруживающихся только с помощью психодиагностики,как правило, не осознается, что делает их еще более опасными. Увы, эксплуатируется вечноестремление человека к свободе. Но свободным делает только внутренняя свобода, а отнюдь ненаркотик!Реклама, к сожалению, принадлежит к числу макрофакторов, предупредить влияние которыхпорой невозможно. Противостоять рекламе может только эмоционально зрелый исамодостаточный подросток, не испытывающий эмоционального дефицита в отношениях сосверстниками и окружающими взрослыми людьми.Таким образом, задачей психологов является коррекция подросткового самоотношения,повышение общей психологической устойчивости к действию как одного, так и группывзаимодействующих факторов наркотизации.Факторы риска.В семье В школеОнлайн библиотека
http://koob.ru24родители испытывают трудности поуправлению семьей:родители испытывают воспитательнуюнеуверенность (не могут пояснить своеповедение);не контролируют поведение детей;ведут себя непоследовательно, поройслишком сурово;отсутствует привязанность и любовь к другимчленам семьи;мать и отец конфликтуют между собой.Родители попустительствуют в отношениипотребления алкоголя и наркотических веществ.Взрослые злоупотребляют алкоголем,табакокурением, потреблением другихнаркотических веществ. Родители не ждутбольших достижений от своих детей. Имеютсягенетические особенности предрасположенностиданной семьи к алкоголю и наркотическимвеществам. Сексуальные извращения/насилие.Существует недоброжелательный климат.Позиция школы по данному вопросу неопределена. Педагогический коллективнаходится в неведении относительно проблемтабакокурения, алкоголизма и наркоманиисреди подростков.Учащиеся:часто переходят из одной школы в другую;имеют академические задолженности с 10–летнего возраста;не участвуют в общественной жизни школа,класса;пропускают занятия без уважительныхпричин или бросают учиться.Учащимся навешиваются ярлыки "трудных".ЛичностныеЛичностными предпосылками купотреблению наркотиков могут бытьследующие:эмоциональная незрелость;нервозность;низкий самоконтроль;деформированная система ценностей;неумение удовлетворять свои потребности;завышенная самооценка;низкая устойчивость к стрессам;болезненная впечатлительность;обидчивость;повышенная конфликтность.Среди ровесниковОтмечаются проявления асоциальногоповедения в раннем возрасте, в том числебродяжничество, бунтарство.Потребление наркотических веществсчитается обычным делом.Отмечаются попытки принимать наркотики враннем возрасте.В большей степени, чем на родителей,подростки полагаются на мнение друзей,находятся под их влиянием. Подростки выбираютдрузей, которые курят, употребляют алкоголь инаркотики.В обществеОтмечаются лишения социального иэкономического характера, в том числебезработица, особенно среди молодежи.Члены сообщества недостаточно общаютсядруг с другом, дезорганизованы.Алкогольные напитки, табачные изделия инаркотические вещества легко доступны.Законы и нормы, действующие в обществе, непрепятствуют злоупотреблению алкоголем и.наркотическими веществами.Наряду с факторами, способствующими наркотизации и алкоголизации подростков и молодежиможно выделить факторы, препятствующие или защитные.Некоторые дети, даже когда они подвергаются многим факторам риска не употребляютнаркотиков и алкоголя. Исследования показывают, что от употребления наркотиков удерживает,по–видимому, целый ряд защитных факторов:Онлайн библиотека
http://koob.ru251) чувство юмора;2) внутренний самоконтроль, ребенок чрезвычайно целеустремленный; стрессоустойчивость;3) важность взаимоотношений по крайней мере с одним взрослым человеком помимородителей. Учитель может иметь огромное влияние на поведение ребенка;4) привязанности – склонность жить по законам и нормам общества, школы, общины и/илисемейным стандартам:– преданность, близость, открытость;– обязательства перед социальной группой и возложенные на нее надежды;– убеждения и совпадающие с принятыми в социальной группе нравственные ценности (семья,школа);– условия, способствующие возникновению привязанностей:– возможность активного участия в работе социальной группы. Учащийся имеет определенныеобязанности и добивается успехов в их выполнении;– успешное овладение необходимыми умениями;– признание и одобрение умелых действий.5) Нормы, исключающие употребление алкоголя и наркотиков, принятые: в семье, в школе, вобщине.Факторы защиты.В семьеПроводилось предродовое обследование.Установлены близкие отношения с детьми.Поощряется приобретение знаний.Ценятся принципы.Имеется опыт выхода из стрессовых ситуаций.Родители проводят много времени с детьми.Родители устанавливают доверительныеотношения с детьми, умеренно критикуя их,вместо того, чтобы баловать детей или строитьотношения авторитарно.Члены семьи заботятся и защищают другдруга.Члены семьи четко видят свое будущее.Семья поддерживает связь с педагогами.Обязанности в семье распределены посильно.В школеПедагоги предъявляют высокие требованияк ученикам. Поощряется выбор цели и ее.достижение.Поощряется социально направленнаядеятельность (альтруизм, умениесотрудничать).Предоставляется возможность:раскрыться лидерам;научиться принимать решения.Учащиеся активно участвуют в жизнишколы, класса.Учителя имеют навыки социальногообщения.Вовлекаются родители. Проводятсяразличные акцииантиалкогольного/антинаркотическогосодержания.Персонал школы видит свою роль вкачестве заботливых попечителей.В обществеНормы поведения и политика направлены наподдержку непотребления алкоголя/ наркотиков.Подросткам предоставляется возможностьзарабатывать на жизнь (помощниками поведению домашнего хозяйства, санитарами, нойгруппе. нянями и т. д.).Существует система помощи и социальнойподдержки. Молодежь вовлекается вдеятельность общественных организаций.Среди ровесниковОбщение строится без потребленияалкоголя или наркотиков.Уважается авторитет.Подростки привязаны к определеннойгруппе.Ценятся уникальность каждой личности,составляющей группу общения.Социальная работаПодростки вовлекаются в организацию ипроведение различных мероприятий спортивного,познавательного и общественно – значимогоЛичностныеЛичностными факторами,препятствующими употреблению наркотиковявляются следующие:Онлайн библиотека
http://koob.ru26характера.существует система учреждений иорганизаций, позволяющая подросткамудовлетворить свое любопытство и потребностив признании, общении, самоутверждении.Существует развитая и доступная подросткамсистема социальной поддержки, где они могли быполучить помощь психологов, психотерапевтов,волонтеров и т. п.видение жизненной перспективы;– высокий самоконтроль,умение взять себя в руки;система ценностей, совпадающая ссоциальными ценностями;способность вести себя в группе всоответствии со своими ценностями;адекватная самооценка;способность к конструктивному поведениюв условиях конфликта;здоровое и развитое чувство юмора.На основании приведенной информации можно разрабатывать районные, городские,региональные, государственные и даже международные программы по борьбе с наркоманией иалкоголизмом.Однако, на наш взгляд, главное звено проблемы находится в точке противопоставления средыи личности, и окончательный выбор варианта жизни остается за личностью.Ссылки педагогов, социальных работников, политиков и милиционеров на социальные условия,на дурную наследственность и т. п. в отношении молодежи обесценивают само значениесамостоятельного личностного выбора, а также ответственности за его последствия.Для наших исследований мы специально подобрали группу подростков из наиболее"неблагоприятных сред". Другую группу – из самых, так сказать, благоприятных. Затем попыталисьвыявить важнейшие психологические качества испытуемых, которые определяли их наиболееконструктивное поведение в стрессогенных и конфликтогенных ситуациях.В результате наших многочисленных практических исследований мы выделили триобобщенных личностно–психологических "источника" приобщения подростков к наркотикам иалкоголю: стресс, внушаемость, любопытство.Существует большое количество различного рода факторов, сопутствующих или оказывающихвлияние на психику подростка в процессе его социализации. Большинство из них, особенноведущих подростка к искушению наркотиками уже были приведены ранее.Однако, мы вновь хотим абстрагироваться от социальной среды и принять за точку отсчетасамого подростка, его личностные возможности, противостоять названному искушению.По нашим последним данным 32% подростков прибегают к наркотикам как к способамизбегания стрессов или приобретения уверенности.28% подростков впервые пробуют наркотики (без особого на то желания) под воздействиемавторитетных для них лиц, т. е. в результате стороннего внушения.39,5% подростков пробуют наркотики из любопытства.Конечно, экономический кризис, социальная среда, проблемные семьи, дурная компания;педагогическая запущенность и т. д. – все это очень сильные обстоятельства, которые однимипсихолого–педагогическими воздействиями исправить нельзя.Однако, отрадно отметить, что в процессе проводимых исследований нам не так уж редковстречались нормальные, психологически сбалансированные молодые люди, которые однозначноотрицательно относились к наркотикам, несмотря на то, что выросли и сформировались в центрахсхождения всех самых негативных условий и факторов риска.Психологическая устойчивость к наркотикам в подростковом возрасте без агрессии и страха –откуда она берется?Мы задались целью разгадать этот секрет хотя бы отчасти. Необходимо было выявить какие жеименно психологические качества подростка оказываются решающими в формированииустойчивого "неагрессивного" безразличия к употреблению наркотических веществ. Особеннохотелось распознать генезис экзистенциальной основы, так называемые, первичные "смысловыестимулы", на основе которых затем "прорастали" в личности подростка необходимыепсихологические качества.Наши исследования подтвердили, что среда в которой пребывает подросток, может оказатьсязначительно пассивнее, если в жизни подростка имеют место яркие эмоциональные переживания (подобные переживаниям инсайта, внутреннего озарения), "подаренные" ему или пробужденные внем значимым взрослым или авторитетным сверстником (по данному вопросу нами готовитсяОнлайн библиотека
http://koob.ru27целая серия публикаций). Здесь же достаточно будет сказать, что среди значимых взрослых,ребята называли не только родителей, родственников, тренеров, выдающихся людей,встречаемых ими на жизненном пути, но и учителей. При этом, корреляции между успешностью вобучении и значительностью оказанного влияния не наблюдалось... Отмечая масштабностьвлияния конкретного учителя на свои жизненные взгляды, многие испытуемые высказывали вотношении своих бывших учителей весьма критические комментарии. Это очень сложный вопрос,мы ограничимся здесь лишь констатацией факта наличия некой педагогической диалектики.Наши исследования не были ограничены только "рискованными" средами. Мы исследовалибольшое количество подростков из хороших, обеспеченных семей, посещающих избранныекомпании, культурные мероприятия и симфонические концерты, говорящих на нескольких языках инеобычайно эрудированных, которые, приобщаясь к наркотикам, вовлекали в это совершеннобессовестно своих друзей и товарищей.Конечно, среда формирует, но...Обобщив результаты исследований, мы выявили, что подростки, устойчивые к наркотикам,обладают следующими общими качествами:– они имеют низкие показатели психологической внушаемости, т. е. они самореферентные;– обладают (часто бессознательно, интуитивно) своими индивидуально–психологическими,достаточно конструктивными способами преодоления стрессовых переживаний и конфликтныхситуаций, умеют без напряжения общаться, уверены в себе, разумны и рассудительны;– стремятся и способны удовлетворять интерес и любопытство к интимным и таинственнымсферам жизни, минуя потерю сознательного контроля, а если такое происходит, умеют отдаватьсебе отчет в произошедшем, способны к более или менее адекватной самооценке то, что впсихологии часто называют способностью к рефлексии.Отсюда становятся понятными основные базовые направления весьма эффективнойпсихопрофилактической и педагогической работы с подростками.1. Стрессопрофилактика.По нашему мнению – это не столько нейтрализация стрессфакторов, воздействующих со всехсторон на подростка (часто нейтрализация или исключение этих факторов бывает простоневозможной, например, таких, как отношения в семье, жилищные, материальные условия жизниподростка, социальное окружение и пр.), а обучение, воспитание и развитие в нем способности ксамостоятельному, цивилизованному, психологически эффективному способу их (стрессфакторов)преодоления, а также сознательной психологической саморегуляции.2. Снижение внушаемости в процессе психоактивных тренингов и психокоррекционныхупражнений.3. Психологическая коррекция свойственного подросткам любопытства и интереса кнездоровым переживаниям особых состояний сознания способами, раскрывающимиположительный личностный потенциал на основе сенсомоторной активности (аутотренинги,медитативные тренинги, транс–контрольные психотехники и т. д.).Все эти три направления работы могут быть организованы при достаточной грамотностипедагогического коллектива школы, включающего подготовленных соответствующим образомшкольных психологов и социальных педагогов. Соответствующие программы разработаны иреализуются специалистами СамГУ.